Получи документы

Статья «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Виктория Устимчук
Статья «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

«Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Но у детей моей группы имеются недостатки в речевом развитии, что влечёт за собой проблемы в познавательной сфере. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и бучения в детском саду» в разделе «Знакомство с окружающим миром».

Публикация «Статья „Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы“» размещена в разделах

Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям - экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:

- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);

- на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;

- на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Распределила подборку практического материала по разделам «Живая природа»» и «Неживая природа»», по блокам - с указанием названия опыта, развивающих задач, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов, для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.

На начальном этапе работы я провела диагностику и исследовала предпочитаемый вид деятельности детей, с целью – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовала методику «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой.

Результаты обследования показали, что предпочтения детей распределились следующим образом: (цифровые показатели в таблице № 2 «Выбор деятельности»)

Таблица № 1.

Виды деятельности Количество баллов (в % соотношении)

экспериментирование 11.76 %

Чтение книг 17.64 %

Изодеятельность 29.4 %

Игровая деятельность 41.16 %

Уровень развития познавательной активности в целом по группе составил:

Н (низкий уровень) – 11.76 % С (средний уровень) - 58.8% В (высокий уровень) – 29.4%. (Цифровые данные в таблице №3 «Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей»)

Результаты диагностики позволили наметить содержание работы, предоставили возможность работать с опорой на знания и интересы как каждого ребёнка, так и группы в целом. Проанализировав результаты обследования, определила следующие задачи:

1. учить детей исследовать окружающие их предметы, свойства разными способами;

2. поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям;

3. создать необходимые для этого условия.

С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми оборудовали уголок «Маленькая лаборатория» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой и живой природы, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, активно участвовали в исследовании различных проблемных ситуаций. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности я учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали?», «Что мы получили?», «Почему?». По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему эксперимента в альбоме.

Моя задача – помочь в проведении исследований, сделать их полезными. Помощь эту я оказываю первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске метода его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в ходе исследования.

Уровень познавательного развития детей в группе различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. При выборе содержания и постановке задач я учитываю возрастные особенности детей, их интересы, определяю уровень подачи проблемы.

Выбирая тему занятия – эксперимента я учитываю, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на моей словесной информации.

Эксперименты дети проводят как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности. Ребята с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы : песком, глиной, снегом, воздухом, камнями и водой. Например, при лепке из песка дети рассуждают, какой песок лепится – сухой или мокрый, почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода» проводим опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В ходе эксперимента задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.

На занятиях по экспериментальной деятельности дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте посмотрим, что получится, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только отличия, но и сходства.

В свободной самостоятельной деятельности дети сами задумывают опыт, продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и делают необходимые выводы, которые фиксируют в индивидуальных альбомах «Знайка (имя ребёнка) проводит опыты». Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в той или иной схеме, а строится детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что экспериментальная деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся у детей, но и возбуждать, по какой-то причине угасший интерес, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мы сотрудничаем с детьми на равных. Это делает их более ответственными и самостоятельными.

В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Времена года», «Назови, кто я» помогают в ознакомлении с явлениями природы. Словесные игры «Что лишне», «Это кто к нам пришёл» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире, полном тайн и загадок.

Знакомясь с новинками литературы, обращаю внимание на разные формы организации исследовательской деятельности, опыт коллег.

При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определё нные правила:

- учить действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

- не сдерживать инициативу детей;

- не делать за детей то, что они смогут делать самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений.

Для популяризации детского экспериментирования составила план работы с родителями. Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям были предложены примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях мы обсуждали возникающие трудности и обменивались накопленным опытом. Родители принимают активное участие в обогащении развивающей предметной среды. Вместе с детьми мы приглашаем родителей на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаем их в выполнение творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой».

Я бы очень хотела, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования мною были предложены материалы для ознакомления и изучения, а также организованы консультации «Жидкие фокусы», «Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования»; семинары «Эксперимент – как средство развития познавательного интереса дошкольников», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»; показательные занятия: «Водица – царица», «В поисках сокровищ».

В сборнике научных статей и методических материалов «Творчество – основа обновления содержания» (под редакцией кандидата педагогических наук, профессора ПИ ЮФУ Р. М. Ситько – Гуково – Ростов-на-Дону 2010 г.) опубликована статья «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы».

В рамках проведения городского конкурса «Учитель года 2010» в номинации «Воспитатель» для педагогов города было представлено занятие «Воздух – невидимка» и проведён мастер – класс «Ветер, ветер, ты могуч…».

После планомерной систематической работы, проведённая итоговая диагностика показала, что первоначальные результаты изменились. Детям были предложены аналогичные задания. Результаты показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:

«Выбор деятельности»

Таблица № 2.

№ Имя ребёнка Баллы (нач. диагностика) выбор деятельности Баллы (итог. Диагностика)

выбор деятельности

1. Андрей 3 чтение 4 эксперимент

2. Женя 1 игра 1 игра

3. Илья 4 эксперимент 4 эксперимент

4. Таня 3 чтение 4 эксперимент

5. Максим 3 чтение 1 игра

6. Юля 1 игра 3 чтение

7. Аня 1 игра 2 изо

8. Стас 2 изо 4 эксперимент

9. Коля 2 изо 2 изо

10. Лёня 2 изо 4 эксперимент

11. Дима 1 игра 4 эксперимент

12. Никита 1 игра 1 игра

13. Саша 2 изо 1 игра

14. Анраник 1 игра 2 изо

15. Маша 2 изо 4 эксперимент

16. Семён 1 игра 1 игра

17. Егор 4 эксперимент 4 эксперимент

Виды деят-ти На начало обследования Итоговое обследование

экспериментирование 11.76 % 47.04 %

чтение 17.64 % 5.88 %

изо 29.4 % 17.64 %

игра 41.16 % 29.4 %

Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице видно, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 4 раза).

Проведя итоговое обследование, я составила индивидуальную карту показателей познавательной деятельности детей. Полученные данные отразила в таблице.

Индивидуальная карта показателей познавательной активности детей

Таблица № 3.

№ А Б В Г Д Е Ж

Н. о К. о Н. о К. о Н. о К. о Н. о К. о Н. о К. о Н. о К. о Н. о К. о

1. 6 10 7 10 5 7 6 9 6 8 30 44 С В

2. 6 9 5 6 7 8 5 6 6 8 29 37 С В

3. 9 10 7 8 7 9 7 9 6 7 36 43 В В

4. 3 6 4 6 3 7 2 5 2 6 14 30 Н С

5. 5 7 5 9 6 9 6 8 7 10 29 43 С В

6. 8 10 6 9 7 8 7 9 5 9 33 45 В В

7. 6 7 5 6 5 6 6 6 5 5 27 30 С С

8. 4 5 3 4 4 6 5 6 3 6 19 27 Н С

9. 9 10 7 8 8 9 7 10 6 8 37 45 В В

10. 10 10 7 10 8 9 9 10 8 10 42 49 В В

11. 6 8 6 8 5 7 7 8 5 7 29 38 С В

12. 6 7 7 8 4 5 4 6 3 4 24 30 С С

13. 5 8 7 9 5 6 7 8 6 9 30 40 С В

14. 7 10 5 6 6 7 6 8 5 7 29 38 С В

15. 5 8 6 9 6 9 5 8 7 9 29 43 С В

16. 7 8 6 7 6 7 5 6 5 7 29 35 С В

17. 9 10 8 9 7 7 7 8 6 7 37 41 В В

Данные таблицы показывают, что после проведения планомерной, системной работы уровень познавательной активности повысился.

Уровень познавательной активности детей

Таблица № 4.

Начальная диагностика Итоговая диагностика

Низкий уровень 11.76 % 0

Средний уровень 58.8 % 23.52 %

Высокий уровень 29.4 % 76.14 %

Сравнительный анализ результатов диагностики выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.

Таким образом, результаты проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

- уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);

- речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);

- личностные характеристики (проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода – детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Мир живой природы» Цель: дать знания о роли леса в жизни человека; является домом для насекомых, животных и птиц. Уточнить и расширить представления о зимовке.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с живой и неживой природой» Открытое занятие Мир природы в старшей группе на тему: «Знакомство с живой и неживой природой». Цель: Совершенствование знаний детей о живой.

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность План Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность 2 слайд.

Мастер класс «Экспериментирование с реальными и абстрактными объектами» .

Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы  ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач. ММЧ - это.

Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе. Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются.

Открытое занятие по экологии в старшей группе по теме «Зима. Изменения в живой и неживой природе» Открытое занятие по экологии в старшей группе детского сада Тема: «Зима» Задачи: 1. Закрепить представления о характерных признаках зимы,.

Перспективный план НОД «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» для средней группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО НОД «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ». (СРЕДНЯЯ ГРУППА) №п\п.

Проект в старшей группе по формированию представлений о живой и неживой природе в зимний период «Зимушка-зима!»Проект в старшей группе по формированию представлений о живой и неживой природе в зимний период «Зимушка-зима!» Проект в старшей группе «Зимушка - зима!» Актуальность проекта: В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 23:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД