Снигирева Екатерина
Приобщение дошкольников к основам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД - ДОМ РАДОСТИ»
Снигирёва Екатерина Викторовна, воспитатель
Сербина Галина Петровна, воспитатель
БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №37»
г. Омск
«Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим
через родные и национальные явления».
В. Г. Белинскиий
Публикация «Приобщение дошкольников к основам национальной культуры» размещена в разделах
В приобщении к национальным традициям, обычаем, культуре особое место отводится дошкольному периоду. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие [1, с. 58]. Ребенок как можно раньше должен впитывать национальную культуру через фольклор, народные песни, танцы, произведения народного декоративного искусства и т. п. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к национальной культуре.
К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с национальной культурой. Среда, в которой растут и развиваются дети, представляет собой набор элементов различных традиций и культур, что приводит к безразличию, развитию равнодушия, наблюдается падение уважения и интереса к прошлому своего народа. В связи с этим, приходится осознавать актуальность слов К. Д. Ушинского сказавшего в своё время: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством, литературой, а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: своей Родине, и всем, что с ней связано…» [2, с. 20].
Таким образом, перед взрослыми стоит главная задача–развивать в детях такие качества, как доброту, благородство, интеллигентность, чувство патриотизма, прививать любовь к прекрасному.
Опираясь на данные современной педагогической науки, из личного опыта и опыта других педагогов, мы определили цель нашей работы: приобщение дошкольников к национальной культуре через использование различных компонентов культурно–исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно–прикладное творчество и т. п.).
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• Расширять и углублять знания детей об истории и культуре своего народа.
• Учить детей «видеть культуру» вокруг себя (в предметах быта, названиях улиц и т. д.).
• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций воспитания детей, привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно-развивающей среды.
• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре в целом.
Наша педагогическая деятельность в данном направлении строится в соответствии с лучшими традициями педагогики, с основными положениями ФГОС ДО, с требованиями и рекомендациями программы Н. М. Крыловой «Детский сад–Дом радости». Автор одним из ведущих направлений своей программы выделяет овладение воспитанником основами духовной культуры, интеллигентности, развитие философского взгляда на себя и окружающей мир, широкому приобщению мальчика и девочки к общечеловеческим и национальным ценностям.
Свою работу по данной проблеме мы начали с изучения по возрастным группам плана – программы «Детский сад–Дом радости» Н. М. Крыловой, которая строится с учетом возрастных особенностей детей, доступностью материала, постепенностью его усложнения. Работа по приобщению к основам национальной культуры начинается со второй младшей группы и ведется до подготовительной к школе группы.
В группах мы организовали предметно-развивающею среду в соответствии с требованиями ФГОС и программой Н. М. Крыловой: «полочки–красоты» (где, представлены предметы декоративно – прикладного искусства, статуэтки, «Миры» (размещен дидактический материал по определённой тематике, наглядные пособия, игры, материал для индивидуальной работы, так же приобщение к основам национальной культуры проходит через просмотр видео–презентаций, чтение художественной литературы, прослушивание народных произведений.
Основной формой познавательной деятельности детей является НОД. В ходе проведения НОД по реализуемой программе используется беседа, которая проходит в форме «сказания» (рассказ педагога с использованием наглядности) и «посиделки» (умение рассуждать о том, что было ранее известно). Кроме того, в образовательную деятельность дошкольников включаем региональный компонент, где знакомим детей с традициями, воспитываем уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививаем любовь к родной природе. А поскольку в наш детский сад ходят дети разных национальностей (казахи, русские, татары, мы, говорим обо всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого народа, на его литературе и фольклоре. Одновременно опыт детей подкрепляется на музыкальных и физкультурно-оздоровительных занятиях, где применяем фольклорные элементы, подвижные игры, разучиванием репертуар народного жанра, многое узнают о композиторах, о национальных музыкальных инструментах, на которых учатся исполнять простые музыкальные композиции.
Наряду с НОД проходят и праздники: фольклорные, календарные, государственные, например: «Праздник урожая», «Ярмарка», «Новый год». Почти каждый праздник превращается в театральное представление, в котором участвуют дети и взрослые. Родители принимают активное участие в украшении группы к праздникам и в проведении праздников. В итоге совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием.
Также, при обучении обрядам, обычаям, играм значительное внимание мы уделяем познанию детьми истории и этнографии родного народа. С этой целью создали в ДОУ мини-музей «Горница», где собрали и экспонируем старинные предметы быта, одежда. Большинство НОД проходит в «Горнице», которое завершается чаепитием из самовара. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства. В ходе проведения данной деятельности педагогами было замечено, что дети проявляют большой интерес к национальной культуре, что недостаточно только плановых мероприятий. Поэтому, как вариант кружковой работы мы организовали кружок «Любава».
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Привлекая родителей по данной теме, нами предложены семинары-практикумы, творческие гостиные, наглядная информация, открытые занятия. При таких условиях совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить педагогов–родителей–детей.
В результате, анализируя проводимую работу, мы пришли к выводу, что она необходима так, как дает положительные результаты. Благодаря созданию особой среды, позволяющей, как бы с ней соприкоснуться у детей дошкольного возраста развиваются, и формируется знания о национальной культуре в целом.
Список литературы:
1. Аникин В. П., Русское народное творчество. – М. : Высшая школа, 2004.
2. Князева О. Л, Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – Сб. : «Детство-пресс», 2004.
3. Крылова Н. М., Детский сад– Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь: «Книжный мир», 2005.