людмила дмитриченко
Фольклорные музыкальные подвижные игры как средство духовного и физического формирования личности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклорные музыкальные подвижные игры, как средство духовного и физического формирования личности у детей дошкольного возраста»
Дмитриченко Л. Ф. - музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №41 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Публикация «Фольклорные музыкальные подвижные игры как средство духовного и физического формирования личности у детей» размещена в разделах
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Одним из наиболее доступных средств музыкального и физического развития дошкольников является игра. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.» (В. А. Сухомлинский)
Особую роль в воспитании детей дошкольного возраста играют фольклорные игры. Они вовлекают детей в творческую деятельность, стимулируют музыкальную и физическую активность. Когда ребенок играет, он познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа. Народные игры выступают не только как фактор физического воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Они развивают творческое мышление, способствующее формированию музыкальной культуры, делают детей более восприимчивыми к художественным образам.
Фольклорные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. В народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям.
Подвижная народная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований
О. И. Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды:
Подвижные (спортивные) : «ГОРЕЛКИ», «ЛОВИШКИ», «ПРЯТКИ», «ЗВОНАРИ», «БУБЕН»;
Игры с водящим : «ЗВОНАРИ», «ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК», «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ», «СИЖУ НА КАМУШКЕ»
Обрядовые (календарные) : «КУКУШЕЧКА», «РУЧЕЕК», «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО», «СОЛНЫШКО», «КОСТРОМА»;
Трудовые (бытовые) : «ГОРШОК», «КАРАВАЙ», «КЛУБОЧЕК», «МЕЛЬНИЦА»;
По отношению к природе (природные) : «СОРОКА», «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ», «ЗАИНЬКА», «ПАУЧОК», «ВОРОН», «ОЛЕНЬ»;
Игры-забавы : «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ», «ЛАДУШКИ» ;
Драматические (с элементами театрализованных действий) : «ЗАИНЬКА – ВЫХОДИ», «ВОЛК – ВОЛЧОК», «БАБКА –ЁЖКА», «ДРЁМА».
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
Часто в народных играх используют построения и перестроения,
Которые способствуют формированию у детей следующих важных для физического развития качества : ориентация в пространстве, координация движений.
Для формирования этих качеств используют фольклорные игры, которые делятся по типу :
Некруговые (стенка на стенку) : «БОЯРЕ». «ПЛЕТЕНЬ»;
Хороводные (круговые) : «ЗАИНЬКА», «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ»;
Хороводы-шествия: «ХМЕЛЬ», «РУЧЕЁК», «ВЕЙСЯ, КАПУСТКА», «УЛИТКА».
Фольклорные игры остаются востребованы и актуальны в наши дни. Они присутствуют в жизни ребенка с самого рождения. По-прежнему мамы поют колыбельные песни своим малышам, рассказывают потешки, пестушки, небылицы. В более старшем дошкольном возрасте ребенок окунается в игровой фольклор (считалки, игровые приговорки, скороговорки, подвижные народные игры. Весь народный фольклор в своем многообразии не только отражает жизнь народа, его традиции, ценность, опыт многих поколений, но и способствует появлению глубинного чувства родства- своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности ребенка.