Получи документы

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Галина Денисова
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Рассмотрим проблему взаимодействия общественного и семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте.

После установления в России советской власти общественное воспитание детей стало делом государственной важности. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отрядами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания.

Публикация «Статья „Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания“» размещена в разделах

Признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» 1. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия : «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» 2. Важность педагогического просвещения семьи диктовалась самой жизнью. В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно- исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР, который возглавил академик A.B. Запорожец. В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Согласно схеме, разработанной Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (таблица 1) 3.

Таблица 1

Преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания

Детский сад Семья

Недостатки Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы по-ведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом свер-стников. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в образовательном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

Приведенный анализ подтверждает важность сотрудничества образовательного учреждения и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения произошли в 90-е годы XX века. Это было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В данном Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.

Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие 4.

Современная педагогическая наука признает приоритетность семейного воспитания, что требует изменения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей. Необходимо эффективное взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель».

Литература

1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Соч. : В 5 т. — Киев, 1980. — Т. V.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2009.

3. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями : Зачем? Как? - М., 1993.

4. Конституция Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2012.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным городом (из опыта работы) Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 16:07
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД