Ирина Бараева
Формирование толерантной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Формирование толерантной культуры дошкольника»
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Публикация «Формирование толерантной культуры дошкольника» размещена в разделах
Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
• Декларация прав ребенка
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей
• Семейный кодекс РФ
• Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” .
• Закон “ Об образовании”
• Конституция Российской Федерации.
• “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
• “Федеральная программа развития образования”.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т. е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
“Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т. д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, в нашем детском саду мы задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями народов России;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) подвижные игры народов России
4) проведение народных праздников, например таких как «Сабантуй», «Масленица “, “Навруз”,
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
6) знакомство детей с традициями народов ;
7) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
9) Родители приносят национальные костюмы, знакомят с национальными блюдами
В результате наши дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
Как пример предлагаю один из проектов, разработанный для детей 6-7 лет
Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя
Задачи:
1. Создать условия в для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Организовать системную работу в группах по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, а также народов других национальностей и дружественных государств;
3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников
5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
6 Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
7. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.
8 Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)
Реализация проекта.
Подготовительный этап. Проанализировать национальный состав подготовительных групп;
Провести беседы с родителями, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность:
Подобрать литературу для чтения с детьми.
Альбомы и иллюстрации по разным национальностям и государствам.
Подготовить материал для художественно продуктивной деятельности.
Основной этап.
Познавательная деятельность:
Беседы и просмотры презентаций, знакомство с государством, флагом, гербом, национальностью, национальными традициями и обычаями, национальными костюмами, песнями, играми. Заучивание пословиц, знакомство со сказками, отгадывание загадок. Знакомство с национальным блюдом.
Художественно-продуктивная:
Ракраски костюмов разной национальности.
Игровая:
Подвижные игры.
Сотрудничество с родителями.
Оказание помощи в подготовке и проведении мероприятия.
Участие в создании презентации,
Подбор подвижных игр.
Создание национального костюма.
Знакомство с национальной кухней.
Итоговое мероприятие. «Хоровод дружбы».