Папки-передвижки

Формирование толерантной культуры дошкольника

Ирина Бараева
Формирование толерантной культуры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Формирование толерантной культуры дошкольника»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Публикация «Формирование толерантной культуры дошкольника» размещена в разделах

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

• Декларация прав ребенка

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей

• Семейный кодекс РФ

• Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” .

• Закон “ Об образовании”

• Конституция Российской Федерации.

• “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.

• “Федеральная программа развития образования”.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т. е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т. д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, в нашем детском саду мы задействуем большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями народов России;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) подвижные игры народов России

4) проведение народных праздников, например таких как «Сабантуй», «Масленица “, “Навруз”,

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

6) знакомство детей с традициями народов ;

7) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

8)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

9) Родители приносят национальные костюмы, знакомят с национальными блюдами

В результате наши дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Как пример предлагаю один из проектов, разработанный для детей 6-7 лет

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя

Задачи:

1. Создать условия в для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. Организовать системную работу в группах по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, а также народов других национальностей и дружественных государств;

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

6 Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

7. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.

8 Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)

Реализация проекта.

Подготовительный этап. Проанализировать национальный состав подготовительных групп;

Провести беседы с родителями, заинтересовать и вовлечь их в совместную деятельность:

Подобрать литературу для чтения с детьми.

Альбомы и иллюстрации по разным национальностям и государствам.

Подготовить материал для художественно продуктивной деятельности.

Основной этап.

Познавательная деятельность:

Беседы и просмотры презентаций, знакомство с государством, флагом, гербом, национальностью, национальными традициями и обычаями, национальными костюмами, песнями, играми. Заучивание пословиц, знакомство со сказками, отгадывание загадок. Знакомство с национальным блюдом.

Художественно-продуктивная:

Ракраски костюмов разной национальности.

Игровая:

Подвижные игры.

Сотрудничество с родителями.

Оказание помощи в подготовке и проведении мероприятия.

Участие в создании презентации,

Подбор подвижных игр.

Создание национального костюма.

Знакомство с национальной кухней.

Итоговое мероприятие. «Хоровод дружбы».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованиемФормирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованием Этап психологической подготовки непосредственно предшествующий соревнованию, отличается эмоциональным напряжением разнообразными чувствами,.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантной культуры дошкольника
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 18:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование толерантной культуры дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бараева (УИ 161098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД