Получи документы

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок

красноштанова ирина николаевна
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок

Красноштанова Ирина Николаевна,

воспитатель,

БДОУ г. Омска «Детский сад №56

комбинированного вида»

Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения русских народных сказок

После развала СССР, отказа от прежней идеологии и коммунистических идей, на рубеже XX-XIX вв. возникла необходимость в поиске идеи, способной объединить российский народ. К сожалению, до настоящего времени политическая, экономическая и интеллектуальная элита не смогла выработать чёткие нравственно-идеологические ориентиры.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок» размещена в разделах

В качестве «национальной идеи» в разное время называли: духовность, народовластие и державность (академик Г. В. Осипов); Благополучие Человека, Семьи, Народа, Государства (Р. Г. Яновский); инновационное развитие (А. И. Уваров и И. Чубайс, патриотизм (В. В. Путин, религиозность. Как видно, предложенные варианты «национальной идеи» в той или иной мере отсылают нас к многовековой истории и базируются на традиционных для русского народа ценностях : коллективизм, справедливость, нестяжательство, терпение, самоотверженность.

Сохранение и укрепление народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта во все времена являлось основной целью воспитания. Приобщение к духовным ценностям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

ФГОС ДО, определяя содержание и организацию образовательной деятельности, также предполагает усвоение на этапе дошкольного детства норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [3,5].

В связи с этим особую актуальность в период роста национального самосознания в обществе приобретает формирование у дошкольников представлений о традиционных духовных ценностях, характерных для русского народа.

К факторам, влиявшим в России на формирование духовных ценностей у подрастающего поколения, исторически относились:

- воцерковлё нность семьи и общества: религиозное воспитание согласно уставу церкви;

-труд (с 5ти лет) как основа жизни в семье, труд как праздник, разграничение мужского и женского труда, обучение на наглядном опыте у старших членов семьи;

-зрелищно-игровая культура: коллективные игры, забавы, разыгрывание сказок по ролям с помощью тряпичных кукол, сценки народного театра, кукольный театр;

-праздничная культура: праздничные традиции и обряды, чёткий ритм года с чередованием постов и праздников;

-художественное декоративно-прикладное творчество: резьба по дереву, различные вида росписи, изделия из глины, камня, дерева, вышивка, шитьё, плетение кружев и т. п. ;

-музыкальный фольклор: песни, заклички, попевки, колядки, пляски, хороводы, музыкальные игры, колыбельные, пестушки, потешки [1, 175].

Огромное влияние на формирование представлений о традиционных нравственных ценностях по сей день оказывает устное народное творчество: былины, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, прибаутки. Ценностные приоритеты русского фольклора позволяют определить нравственный потенциал ребёнка, помогают осуществлять нравственно одобряемый выбор поведения, образуют внутренний стержень культуры, потребности и интересы личности.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей отводится русской народной сказке. Фонд русских народных сказок удивительно разнообразен: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. Положительные герои в русских народных сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки [2, 90].

Рассмотрим наиболее известные русские народные сказки, формирующие представления о традиционных для русской культуры нравственных ценностях.

Сказки о послушании : «Петушок-золотой гребешок» («Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок».

Сказки поощряющие скромность, смирение: «Морозко», «Хаврошечка», «Финист - ясный сокол» (страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической).

Уважительное отношение к старшим: «Летучий корабль», «Молодильные яблоки».

Трудолюбие: «Рукодельница и ленивица», «Репка», «Царвна-лягушка».

Ответственность, забота о близких: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Находчивость, смекалка: «Каша из топора», «Маша и медведь»,»Вершки и корешки».

Коллективизм, взаимовыручка: «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный».

С помощью сказки мы также развиваем у ребенка:

- умение слушать;

- умение познавать;

- умение сравнивать и сопоставлять;

- связную речь;

- память, внимание;

- чувство юмора и т. д.

В своей работе мы используем следующие методические приёмы по приобщению детей к чтению сказок :

Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр мультфильмов, фильмов.

Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы :

• НОД

• Кружковая работа.

• Культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.

Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

В современных условиях развития образования родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса, поэтому при формировании у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях активно сотрудничаем с родителями.

Используем следующие формы работы :

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары – практикумы.

• Папки – передвижки.

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок.

Таким образом, сказки могут стать эффективным средством формирования у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях русского народа.

Литература:

1. Гаспринская А. А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования // Труд ы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - [ Электронный ресурс]. – URL :https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-k-traditsionnoy-narodnoy-kulture-v-uchrezhdeniyah-doshkolnogo-obrazovaniya.

2. Макаров А. В., Васильева Л. А. Влияние русской народной сказки на формирование ценностных ориентаций дошкольников// Общество : социология, психология, педагогика. - [ Электронный ресурс]. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkoy-narodnoy-skazki-na-formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-doshkolnikov.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.08.2013. – М. : Просвещение, 2013. – с. 16.

Публикации по теме:

Формирование нравственных чувств, культуры чтения посредством общения с книгой Формирование нравственных чувств, культуры чтения посредством общения с книгой. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Формирование математических представлений дошкольников посредством занимательного материала в семье Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления,.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.

Формирование представлений о семейных ценностях, традициях, посредством русского фольклора у воспитанников. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным,.

Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок
Опубликовано: 14 октября 2017 в 18:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД