МААМ-картинки

Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников

Римма Дерепко
Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматривается игра, как метод экологического воспитания дошкольника, как метод становления социально-коммуникативных и познавательных навыков.

Ключевые слова: игра, экологическое воспитание, социализация, коммуникация, развитие познавательного интереса.

Публикация «Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В педагогическом процессе педагоги используют различные формы организации детей и различные методы обучения.

Одним из важных методов и на наш взгляд основным и эффективным методом развития экологического воспитания дошкольников является игра.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».[6, c.293]

В игре групповая комната может быть и морем, и лесом, и зоопарком, и экспериментальной лабораторией. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку как личности. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.

Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Педагоги рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока: а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке.

Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает : систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т. д.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности.

Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

С детьми младшего дошкольного возраста при наблюдении за осенними деревьями, рассматриваем листья берёзы, клёна, выделяем и называем характерные признаки их формы, окраски. Потом проводим игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги») С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).

Со старшими дошкольниками используются настольно — печатные игры («Зоологическое лото», «С какой ветки детки» и т. д.) Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что…» или «Лимон жёлтый, а огурец…», «Ромашка белая, а василёк…» и т. д. Среди игр экологического содержания в практике используются предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т. д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка.

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми. Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.

Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Список использованных источников и литературы:

[1] Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами6 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : ГНОМ и Д. 2003. —100с.

[2] Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Николаева С. Н. - М. ,2001. —120с.

[3] Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Рыжова Н. А. - М. 2000. —30с.

[4] Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Серебрякова Т. А. — М., 2006. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников : учебное пособие

[5] Суркина С. А. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. — 103 с.

[6] Мысли, идеи, принципы А. С. Макаренко в современном образовании: сб. докл. республ. Макаренковских пед. чтений (Абакан, 21 декабря 2007 г.) /ред. -сост. В. В. Душников. - Абакан: РИО ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. —330с.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Совершенствование методов трудового воспитания в ДОУ с помощью «Экрана мотивации трудового воспитания детей»Совершенствование методов трудового воспитания в ДОУ с помощью «Экрана мотивации трудового воспитания детей» Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 15:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Римма Дерепко (УИ 794992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД