Римма Дерепко
Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается игра, как метод экологического воспитания дошкольника, как метод становления социально-коммуникативных и познавательных навыков.
Ключевые слова: игра, экологическое воспитание, социализация, коммуникация, развитие познавательного интереса.
Публикация «Игра как один из основных методов экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
В педагогическом процессе педагоги используют различные формы организации детей и различные методы обучения.
Одним из важных методов и на наш взгляд основным и эффективным методом развития экологического воспитания дошкольников является игра.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».[6, c.293]
В игре групповая комната может быть и морем, и лесом, и зоопарком, и экспериментальной лабораторией. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку как личности. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.
Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания».
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
Педагоги рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.
Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.
В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока: а) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней); б) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения — на участке, в живом уголке.
Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает : систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.
Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т. д.
Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности.
Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
С детьми младшего дошкольного возраста при наблюдении за осенними деревьями, рассматриваем листья берёзы, клёна, выделяем и называем характерные признаки их формы, окраски. Потом проводим игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги») С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).
Со старшими дошкольниками используются настольно — печатные игры («Зоологическое лото», «С какой ветки детки» и т. д.) Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что…» или «Лимон жёлтый, а огурец…», «Ромашка белая, а василёк…» и т. д. Среди игр экологического содержания в практике используются предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т. д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка.
Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о родной природе. Благодаря этому у детей формируются и ярко проявляются познавательные интересы, появляются вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей более развернутыми. Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.
Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Список использованных источников и литературы:
[1] Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами6 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : ГНОМ и Д. 2003. —100с.
[2] Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Николаева С. Н. - М. ,2001. —120с.
[3] Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Рыжова Н. А. - М. 2000. —30с.
[4] Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Серебрякова Т. А. — М., 2006. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников : учебное пособие
[5] Суркина С. А. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
[6] Мысли, идеи, принципы А. С. Макаренко в современном образовании: сб. докл. республ. Макаренковских пед. чтений (Абакан, 21 декабря 2007 г.) /ред. -сост. В. В. Душников. - Абакан: РИО ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. —330с.