Валентина Шаповалова
Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, что означает необходимость:
- ухода от учебной деятельности в форме занятий;
- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
Публикация «Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
-включение в процесс эффективных форм работы с детьми : современные образовательные технологии : здоровьесберегающие и ИКТ - технологии, проектную и игровую деятельность, проблемно – обучающие ситуации. Занятие, как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду упразднена, но процесс обучения остался. Поэтому воспитателю следует подобрать более эффективные формы организации детей в образовательной деятельности. При этом, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, выбирать способы действий и партнёров – участников этого совместного дела.
Всем известно, что самая любимая и естественная деятельность детей, способная удовлетворить все вышеназванные условия, это - игра. Дети по-разному и в разном темпе усваивают все новое для них. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.
В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по Игорю Петровичу Иванову. И. П. Иванов преемник педагогического наследия А. С. Макаренко и его последователь. Игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др.
Я расскажу, каким образом игры - путешествия влияют на реализацию образовательных задач в различных направлениях развития ребёнка и в видах деятельности, соответствующих его возрастным особенностям.
Во – первых, игры-путешествия – помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Например, знакомясь со свойствами воды, дети превращались в капельки, не только проводили эксперименты с водой, но и обратили внимание на неплотно закрытый кран, представив, что это они, капельки, остались без внимания. После этого мы поместили плакат о бережном отношении к воде. Теперь дети не забывают закрывать краны.
Во – вторых, игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Например, закрепляя знания о геометрических фигурах, дети путешествовали в страну Соображалию. Угадывали, о какой фигуре рассказ, строили фигуры из счётных палочек. Выясняли, можно ли построить круг из палочек. Долго думали, спорили, но, все-таки, построили, а затем играли в игру «Из круга – в круг». Игры-путешествия, направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций.
В - третьих, они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов. В игре - путешествии «Мы – космонавты», дети отвечали на вопросы Незнайки, затем превращались в космонавтов, смастерив шлемы. Превращались в конструкторов – строили ракету и отправлялись в полёт. Посещая планеты, названия которых дети сами называли, прыгали через «кратеры», летали в невесомости и т. д. Затем, чтобы рассказать родителям о своём путешествии, рисовали, клеили.
Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью : постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры- путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое. В играх – путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. Например, закрепляя знания правил дорожного движения, дети приглашали в гости куклу Катю и рассказывали о правилах. Материал был подготовлен для самостоятельного пользования – кто –то строил дорогу, кто – то решил поиграть в игру, кто – то строил улицу, мосты и обыгрывал постройку. А потом рассказывали обо всём кукле Кате
Или, отправляясь в гости к Белочке, дети ехали на поезде, шли через труднопроходимый лес, рассматривали шишки, считали их, сортировали по размеру, принадлежности. При встрече рассказывали о том, какие бывают шишки, пели песню на привале.
В – четвёртых, игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности : познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т. д. Например, знакомясь с витаминами с грядки, дети рассматривали, пробовали на вкус овощи и фрукты, покупали «в магазине», лепили, клеили, готовили настоящий компот, делали салат, убирали овощи с грядки, солили капусту, стряпали шарлотку с яблоками. Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта "подвижность" игры нравится детям. Организация игры-путешествия должна включать следующие этапы:
1 Этап – подготовительный.
а). Определение задач.
б). Текущая организация.
1 Общий сбор. Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе организаторов путешествия, На этом сборе определяются команды, маршруты, определяются участники.
2. Выбор видов транспорта. Например, автомобиль, самолет, ракета, самокат, воздушный шар, пароход и др.
3. Разработка маршрутных листов для каждой команды.
4. Выбор места, времени, оформление станций.
5. Разработка сценария игры.
6. Подготовка подарков (грамот, призов).
П Этап. – проведение игры-путешествия.
Ш Этап. – подведение итогов.
Как и каждая игра, игра-путешествие предполагает завершение – финал. Таким завершением может быть сбор-привал, на котором члены экипажей рассказывают о своем путешествии, показывают то, чему научились. Например, знакомясь с птицами, дети на одной станции рассматривали картинки птиц, на другой, рассматривали и экспериментировали с перьями, затем, на привале, делились своими рассказами о понравившейся птице по материалу, который подготовили с родителями.
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает. Например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами. Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара и т. д. Практика показала, что детям иногда требуется помощь. При этом будет лучше, если подсказки (как исправить то, или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на то или иное действие в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Например, Артём, поторопись, пожалуйста, просит кукла Катя, скоро загорится зелёный свет светофора, и мы будем переходить улицу. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата. Например, дети раскрашивают платье матрёшке, которая просит их раскрашивать аккуратно, не выходить за контур. Егор, постарайся, пожалуйста. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию. Например, чтобы компот получился вкусным, нужно выполнить все действия по рецепту, ничего не забыть.
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект. Например, дети знакомились с хлебом. В первый день рассматривали муку, стряпали пряники. На следующий день отправлялись в гости к колоску – в поле.
Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы. Игра – путешествие — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.