Анна Анатольевна Винокурова
Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Винокурова Анна Анатольевна
Воспитатель, 1 кв. категория
ГБДОУ детский сад №61
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Игровые технологии и их роль в развитии речи
детей раннего возраста.
Развитие речи детей раннего возраста во многом зависит от формирования таких познавательных процессов как память, внимание и мышление. Речевому развитию уделяется все больше внимания, направленного на формирование устной речи и развитие коммуникативных умений и навыков. Действующий федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет деятельность педагога детского сада как деятельность, носящую игровой характер, подчеркивая, что игра это ведущая деятельность дошкольника, наиболее доступная и интересная для ребенка.
Публикация «Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раннем возрасте игровая деятельность ребенка носит исключительно предметный характер. Происходит освоение ребенком предметного мира, взаимодействия с этими предметами непосредственно со взрослым, а затем и самостоятельно. особый интерес и значение в развитии речи детей раннего возраста представляют игры содержащие литературный текст, будь то стишок или припевка предписывающая словам определенное действие.
Таким образом, чтобы развить речевые умения и навыки ребенка необходимо задействовать весь спектр игровых технологий и приемов, наглядности в процессе обучения и развития, пальчиковые и другие игры.
В своей работе я использую следующие игры.
1. Дыхательная и артикуляционная гимнастики:
Главная задача, решаемая в процессе таких игр, это – формирования правильного звуковоспроизведения, развитие артикуляционных возможностей речевого аппарата ребенка.
• «Листопад» - Деткам предлагается подуть на листок привязанный за ниточку под слова воспитателя: Листопад листопад, листья желтые летят, листья красные летят, прямо под ноги ребят;
• «Шустрые мячики» - Дети дуют мячи в воротца (картонные или из пластика, находящиеся на столе. В качестве мячей используются легкие пластмассовые шарики диаметром не более 1-2 см;
• «Мышка» - Воспитатель от лица игрушечной мышки произносит текст: Мышка вылезла из норки, мышка очень хочет есть, Нет ли где засохшей корки? Может в кухне корка есть? Вдох через нос, с выдохом дети говорят: пи-пи-пи.
2. Игровые упражнения для развития общей моторики.
Подобные игры служат мощным толчком развития правильной устной речи детей :
• "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону под слова воспитателя: Колобок-колобок, румяный бок! На окошке полежал, по дорожке ускакал.
3. Игры и действия с предметами.
Направлены на развитие представлений детей о каком-либо процессе или явлении, также на развитие моторики кистей рук и пальцев:
• Игры с прищепками: «Птички на ветке», «Чей домишко?», «Кто что ест?», «Подбери цвет» и т. д.
• Игры со шнуровками: «Мамины бусы», «Подбери-ка (цвет и форма)», «Домашние животные», «Во саду-ли, в огороде»;
• Игры с сыпучими материалами (организация сухого бассейна) : «Находилка», «Месим тесто», «Сказка»;
4. Подвижные игры.
Такие игры направлены на стимулирование речевого развития детей :
• «Вороны и собачка».
Воспитатель произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала:
«Ав! Ав! Ав!»
«Вороны» разбегаются в разные стороны.
• «Цыплята».
Воспитаель произносит текст, дети выполняют движения. Дети идут гурьбой за воспитателем:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплята –
Желтые ребята.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Дети выполняют имитационные движения.
Воспитатель: «Нашли зернышки? Клюйте! А теперь попейте водички – клювики вверх! Молодцы!». «Цыплята» бегают, пищат. Игра продолжается.
• «Зайка серый».
Воспитатель произносит:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
(Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо.
(Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут.)
Воспитатель спрашивает у детей : «К кому в гости скачешь, зайка? Скажи нам».
Таким образом, игровые технологии в раннем возрасте могут не только интересно разнообразить образовательную деятельность, но и оказать существенное влияние на развитие речи детей, артикуляционного аппарата, мышления и памяти, а также стимулируют познавательные процессы и интерес ребенка к совместной деятельности.
Литература:
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. 2-3 года. Вторая группа раннего возраста». Мозаика-Синтез, 2017г.
2. Е. А. Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста». Мозаика-Синтез, 2012г.
3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности (2-3 года). Мозаика-Синтез, 2017г.