Папки-передвижки

Статья «Использование игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР по профилактике акустической дисграфии»

Ирина Зацепилина
Статья «Использование игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР по профилактике акустической дисграфии»

Использование игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

по профилактике акустической дисграфии

И. Н. Зацепилина, учитель-логопед

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения центра развития ребенка –

детского сада №31 города Орла

Нарушения письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 10-30 % младших школьников (С. П. Ефимова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова и др.)

Публикация «Статья „Использование игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР по профилактике акустической дисграфии“» размещена в разделах

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, а она неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Поэтому профилактика нарушений письма должна осуществляться в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевой патологией.

В последнее время отмечается увеличение числа детей с акустической формой дисграфии, поэтому я старалась уделить особое внимание профилактике данной форме дисграфии в дошкольном возрасте.

Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонематического распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков в речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а также сложности их обозначения («писмо», «поут», «лижи»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о — у, е - и: туча - «точа», лес — «лис»).

Проблемой профилактики акустической диграфии я занималась на протяжении трех лет коррекционного обучения. Для получения наиболее лучшего результата я использовала различный занимательный материал (игры и упражнения).

Сначала учебного года я использовала упражнения по развитию слухового внимания на материале неречевых звуков, а также на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации; развитие чувства ритма, то есть формирование ритмико-интонационной стороны речи. Для этого использовала следующие приемы :

привлечение внимания к звучащему предмету - игры типа: «Что звучит?»,

«Расскажи, что я делаю»;

определение местонахождения и направленности звука – игры: «Далеко -

близко», «Где мяукает котенок?»;

знакомство с характером звучащих предметов – игры: «Звонкий - глухой»,

«Угадай, что находится в баночке»;

различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов, воспроизведение последовательности звучания в заданной последовательности (шумов предметов, музыкальных инструментов, воспроизведение ритмов в движениях и играх, заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

упражнения на развитие навыка интонационного подражания - «Большая и маленькая собачка (грустно - весело)».

Такую работу я проводила на логопедических занятиях и давала задания воспитателям для коррекционных занятий, а также на занятиях музыкального руководителя. Для этого была разработана картотека игр и упражнений. На протяжении всей профилактической работы опиралась на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и т. д.

Свою работу по предупреждению акустической дисграфии я разделила на два этапа:

1. последовательное уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков;

2. сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

На первом этапе я последовательно уточняла произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Начинала эту работу с уточнения артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Обращала внимание детей на различное положение губ и языка при произнесении звуков «С» и «Ш», а также на вибрацию гортани при артикуляции звука «3» и на отсутствие ее вибрации при «С» и т. д. Использовала упр. : «Голосок спит или нет?», «Горлышко дрожит или нет?», «Тепло — холодно».

Прежде всего, старалась довести до сознания ребенка разницу в звучании не различаемых им звуков. Это достигалось путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы («Ж» - с жужжанием, «3» - с писком комара и т п.). Для сравнения слухового образа и образа неречевых звуков были изготовлены карточки зрительных символов гласных и согласных звуков.

В процессе работы над звуком использовала карточки, с помощью которых учила детей выделять звук из слога на слух, различать слоги с заданным звуком и без него. Мною изготовлены игры: «Подними флажок», «Покажи нужную букву» и др. Эта работа проводилась как на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда, так и на занятиях воспитателей.

Особое внимание, я уделяла формированию умения определять наличие звука в слове, причем исключала слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. В процессе своей работы я разработала ряд игр и упражнений по данному виду работы.

Например, игры: «Какой звук, такая буква», «Необычные цветы», «Придумай слово», «Волшебная скакалка», «Звуковое лото» и другие.

Позднее я приступала к работе по обучению детей определению места звука в слове (в начале, в середине или конце слова); отношению к другим звукам. В процессе работы использовала следующие игры и упражнения :

«Разложи вещи по полкам» (определение позиции звука в слове);

«Назови следующий звук в слове»;

«Какой первый (последний звук в слове?» (выделение первого, последнего звука в слове);

«Последний звук в слове — за тобой»;

«Собери слова в корзинку» (определение позиции звука в слове.)

Подобные игры и упражнения, я использовала на фронтальных и индивидуальных занятиях, как отдельным этапом занятия, так и в виде организационного момента, составной частью физкультминутки, а также в домашних заданиях для родителей.

Завершающей ступенью первого этапа моей работы было обучение детей выделению слова с данным звуком из предложения. Для этого я использовала игры : «Найди в предложении слово с данным звуком», «Будь внимателен». В такой последовательности я отрабатывала каждый смешиваемый звук.

На втором этапе я проводила работу по сопоставлению конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. При дифференциация звуков соблюдала следующую последовательность:

1. дифференциация изолированных звуков,

2. дифференциация в слогах,

3. дифференциация в словах,

4. дифференциация в предложениях,

5. дифференциация в связной речи.

Основной целью данного этапа является - различение звуков, причем речевой материал включал слова со смешиваемыми звуками. Мною проводилась дифференциация свистящих и шипящих звуков, сонор, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Особое внимание уделила различению звуков в словах - квазиомонимам. Для этого использовала следующие приемы :

1. рассматривание картинок на слова — квазиомонимы («мишка» - «миска»);

2. выделение первых звуков в словах;

3. распределение слов на две группы (игра «Гномики»);

4. диктант слогов с твердыми и мягкими звуками;

5. придумывание предложений со словами — квазиомонимами.

В старшей группе при изучении звуков для различении на слух связывала их с соответствующими буквами. В подготовительной к школе группе по мере изучения букв, включала различные виды работ по письму : перфокарты, диктанты и т. д.

Для эффективного выполнения работы я изготовила наглядный речевой материал: карточки с подборкой слогов, слов для произнесения за логопедом и самостоятельного прочтения на различные смешиваемые звуки - «Называй, различай, запоминай». Составила картотеку игр и упражнений; изготовила пособия по данному виду работы.

Таким образом, выстроенная система работы с детьми дала положительные результаты по профилактике акустической дисграфии.

Публикации по теме:

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Использование игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР по профилактике акустической дисграфии»
Опубликовано: 1 ноября 2012 в 21:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД