Оксана Бакланова
Статья «Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Публикация «Статья „Использование ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей [3, с. 6].
Общее недоразвитие речи – речевые расстройства у детей с нормальным слухом и интеллектом. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОНР – это продолжительный, кропотливый и сложный процесс. Основными задачами педагогической деятельности в группах компенсирующей направленности являются: активизирование словаря, развитие и совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств, формирование правильного произношения, развитие психических процессов.
Проблема мотивации – одна из центральных в коррекционной работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания педагога недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях с детьми - логопатами часто используется способ взаимодействия с компьютером посредством игровой деятельности. Когда обучение протекает на основе игры, ребенок не только получает новые знания, но также без труда запоминает, обобщает и закрепляет их [4, с. 126].
Для занятий по ознакомлению и закреплению изученного материала любой лексической темы разрабатываю презентации с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий, с учетом особенностей развития детей, которые помогают на занятиях удерживать внимание ребенка. Это немаловажно для нас, так как нашу группу посещают одни мальчишки. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Мультимедиа-презентации воспринимаются детьми как мультики, которые привычны для дошкольника.
Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие по улицам города Оленегорска» использование презентации позволило преподнести детям историю родного города в увлекательной форме, в результате чего новый материал был усвоен детьми в большом объеме.
Когда обучающий материал дается в игровой форме, это помогает сформировать умения детей решать поставленные перед ним задачи, искать способы их решения, что способствует развитию логического мышления. Для поддержания интереса к речевой деятельности часто на занятиях использую загадки, элементы мнемотехники. И в этом мне помогают игры-презентации. Включаю их как часть занятия, проводимого с подгруппой детей или в индивидуальную работу.
Используя на занятиях мультимедиа-презентации, компьютерные игровые упражнения, можно решить одновременно несколько коррекционно-развивающих задач: коррекция звуковой стороны речи; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи [1, с. 4].
Например: занятие воспитателя по заданию логопеда (Коррекционный час) «Встреча с Ежонком» по автоматизации звуков «Л» и «Ль» с использованием ИКТ.
Решаемые задачи:
1. Упражнять в правильном произношении звуков «Л» и «Ль» в словах, предложениях, связной речи. Закрепить умение определять наличие заданного звука в словах.
2. Упражнять детей в составлении предложений и рассказов по картинкам, определять последовательность событий.
3. Совершенствовать подвижность артикуляционной моторики и формировать направленную воздушную струю воздуха.
4. Развивать внимание, конструктивное и словесно-логическое мышление.
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи педагог совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых дефектов. Воспитатель работает по плану логопеда и выполняет с детьми различные задания по автоматизации поставленных звуков, закрепления наработанного логопедом речевого материала. Ребёнок не может долго сидеть на одном месте, поэтому добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации бывает сложно. Дошкольникам быстро надоедает однообразная и монотонная работа. Решая данную проблему, в своей работе использую разнообразные игровые сюжеты, предлагаю детям интересную компьютерную игру [2, с. 47].
Например: «Звуковая дорожка», «Сказочка о веселом язычке» (артикуляционная гимнастика, «Приключение пчелки» (автоматизация звука «Ж», «Путешествие по осеннему лесу» (автоматизация звуков «Ш», «С»).
Работая много лет с детьми-логопатами, отметила, что применение ИКТ при условии систематического использования презентаций, компьютерных игр и упражнений в сочетании с традиционными методами обучения помогает детям с интересом наблюдать, запоминать, так как материал подается детям в яркой, доступной и интересной для них форме. Работа на компьютере помогает улучшить коррекционную работу, снижает утомляемость, позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанника, при этом легко решается проблема усидчивости.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.
На работу с компьютером для детей старшего дошкольного возраста отводится 10 минут в день. Выполняя задание на компьютере, ребенок одновременно развивает мелкую моторику пальцев рук, зрительную координацию, что благоприятно влияет на общее развитие дошкольника. Поэтому во время занятия рекомендуется использовать зрительную гимнастику для снятия напряжения глаз и пальчиковую гимнастику для разминки пальцев рук [4, с. 45].
Проанализировав результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, определила для себя цели и задачи работы с родителями. Им кажется, что компьютер приносит детям большой вред. Конечно, при работе с компьютером дети испытывают некоторые нагрузки (умственное, зрительное и физическое напряжение). Нужно грамотно подойти к данному вопросу, тогда можно избежать негативных последствий. Задача родителей научить ребенка проводить время за компьютером с пользой, привить правильное отношение к использованию компьютера.
Эффективность педагогической деятельности воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях родителей по вопросам речевого развития детей.
Сначала была проведена разъяснительная работа с родителями, затем разработаны консультации для педагогов и родителей: «Компьютер и дошкольник : «за» и «против», «Игра - как форма работы с детьми с ОНР», «Приемы мнемотехники в работе с детьми с ОНР», «Игра и речь», «Логопедические игры для дома». На родительских собраниях были представлены презентации: «Артикуляционная гимнастика для дошкольника. Рекомендации родителям» (с целью ознакомления с упражнениями для занятий с ребенком дома, «Логопедические занятия дома» (обучающая презентация с элементами игры, «Играем дома» (ознакомление с комплексом пальчиковых игр, «Самомассаж» (ознакомление с комплексом самомассажа лица, шеи и рук).
Практика показала, что родители чаще стали проявлять интерес к жизни детей в группе, их занятиям, больше уделять времени занятиям со своим ребенком дома. Компьютер стал помощником и другом в обучении дошкольников.
Таким образом, в тесном контакте педагогов с родителями применение компьютерной техники позволяет ускорить и улучшить коррекционно-педагогический процесс в обучении детей с нарушениями развития речи ненавязчиво и непринужденно.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Список литературы
1. Леонова, Л. А., Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Макарова. - М., 2004. – 16 с.
2. Королевская, Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т. К. Королевская //Дефектология. - 1998. - № 1. – С. 47-55.
3. Никитина, М. В. Ребенок за компьютером / М. В. Никитина. - М., Эксмо, 2006. – 288 с.
4. Жукова, Н. С., Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева,Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1990. – 288 с.
5. Сафонова, О. В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с ОНР / О. В. Сафонова // Логопед в детском саду, - 2006. - №4. – С. 45.