Получи документы

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Анна Егорова
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода запоминания информации и развития речи.

Каждый день ребенок узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник, которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье Вы узнаете какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития детей

Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи.

С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют детям лучше запомнить необходимый материал.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации

В настоящее время данная технология используется и в детских садах. Для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Знакомство ребенка с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

1. Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).

2. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.

3. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.

Регулярные занятия мнемотехникой развивают:

• память и внимательность,

• речь и словарный запас,

• фантазию и творческие способности.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т. е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».

2 этап. «Оживление», т. е. превращение картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.

3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов, связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.

4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).

Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.

На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т. е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.

В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов, но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 16:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД