Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Юля Герасимова
Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Использование «Экологического дневника» в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

«Хоть память крепкая – большое благо,

Но всё ж надёжней памяти – бумага»

Юсуф Хас Хаджиб

Человеку свойственно стремиться осознать значение событий, которые происходят с ним и в окружающем мире. Что представляется ему лично значимым, важным для понимания себя, он склонен фиксировать в записях. Записи носят систематичный или фрагментарный характер. Наиболее популярной формой записей является – дневник.

В словарях можно увидеть следующее трактование слова «дневник»:

Дневник – записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова) (38).

Дневник – подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (Большая советская энциклопедия) (4).

Дневник – записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днём (Большой энциклопедический словарь).

Дневник – записи личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований (Толковый словарь Ушаковой).

Итак, дневник, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета дневника - обозначение дат. Реальные дневники (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой дневник мореплавателя Дж. Кука, лицейский дневник декабриста В. К. Кюхельбекера, дневник цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские дневники (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Дневник может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует дневник как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные дневники. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования "истории души человеческой" (М. Ю. Лермонтов); например, "Журнал Печорина" в "Герое нашего времени". При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным дневникам - "запискам" ("История вчерашнего дня" Л. Н. Толстого, "письмам" ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского, "исповеди" (тетрадь Ипполита в романе Достоевского "Идиот"). Образцы использования формы дневника в советской литературе: "Дневник Кости Рябцева" Н. Огнёва, "Деревенский дневник" Е. Дороша.

Среднее место между дневником как документом и дневником как литературным жанром занимают писательские дневники, заранее предназначенные для опубликования ("Дневник" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. "Дневник писателя" Достоевского (70-е гг. 19 в., обращённый к современному читателю, - образец использования формы дневника в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают дневники "частных лиц", благодаря искренности и правдивости ("Дневник Анны Франк", "Дневник Нины Костериной"(4).

Рассмотрим два значения понятия дневниковедение. Одно из них можно истолковать как "дневник вести" - делать регулярные записи в особо отведённой тетради, которые отражают ежедневные события, текущие дела, мысли и переживания автора, его духовное и психическое состояние, нравственную позицию, мировоззрение, культурный и образовательный уровень.

Второе - "дневник ведать", то есть, знать особенности ведения дневника, осознанно представлять себе цель и задачи этого занятия, место и значение, которые должен приобрести дневник в личной жизни автора, владеть информацией о классических примерах дневниковедения.

Если первое достаточно исчерпывающе трактует толковый словарь русского языка, то второе - обширная тема для изучения и творческого поиска.

В определении понятия "Личный Дневник" первостепенную роль играют его признаки, по которым мы и определяем, что, в нашем понимании, является дневником.

Это, прежде всего, датировка, необходимая для идентификации времени, которому принадлежат записи. Без датировки невозможно проследить эволюцию мысли автора, а зачастую и соотнести описываемые события с реальным историческим контекстом. Без датировки нельзя рассматривать объект и как достоверный автобиографический или исторический документ. Даже на примере археологических изысканий мы видим, что, в первую очередь, делается попытка определить максимально точную временную принадлежность предмета.

И даже если дневник в действительности представляет собой мемуары (воспоминания, описывающие дела давно минувших дней, людей, характеры, эмоции, мысли и впечатления прежних лет, сквозь призму времени - даже такой дневник, со своей датировкой, имеет ценность как дневник уже потому, что отражает мировоззрение автора, его восприятие былых событий и личных переживаний, с точки зрения того конкретного дня, когда производятся записи.

Это ценно, прежде всего, потому, что характеризует автора на момент производства данной конкретной записи. Мы знаем много примеров того, когда восприятие одним человеком одного и того же события (характера, явления, факта, может изменяться во времени с точностью до наоборот. И это бывает подчас более важно, чем значение самого события.

Следующий признак - наличие имени автора, или, как минимум, его известного из других источников псевдонима. Идентификация автора - своего рода подпись под документом, без которой содержание не может рассматриваться, как достоверный документ.

Вышеназванные два признака являются необходимыми атрибутами документальности - основного и необходимого признака, определяющего дневниковость текста, и на основании чего можно говорить о степени предполагаемой достоверности материала.

Далее следуют относительные содержательность и информативность, отличающие дневники от записных книжек и рабочих журналов. Сюда же можно добавить и относительную законченность каждой отдельно взятой записи, отличающую наш предмет от других произведений документальной прозы.

Интеллектуальная и духовная значимость, позволяющие отнести Феномен Личного Дневника к Культурному явлению.

Многофункциональность, предоставляющая широкие возможности для творческого развития, самопознания, самореализации и самовыражения автора.

Его роль эффективного инструмента постановки и решения проблем самоконтроля, самовоспитания и самообразования неоценима для активной, целеустремлённой личности.

Его назначение быть объектом интеллектуального и духовного наследия одной уникальной личности (а каждый человек по-своему уникален) - священно.

Функции дневника широки и многообразны.

Как жанр литературного творчества, он доступен каждому, кто владеет письменностью. Опубликованные произведения этого жанра востребованы как массовым читателем, так и специалистами: историками, биографами, литературоведами и т. д.

Итак, можно различать деловые и личные дневники, путевые, бытовые, литературные (писательские). Новые перспективы в практике ведения дневников открывает Интернет.

Особое место занимает школьный дневник. Он служит для выставления ученикам оценок и записи домашнего задания каждый день. Дневник, который мы собираемся рассматривать далее, используется детьми старшего дошкольного возраста, которые в отличие от школьников ещё только начинают читать, для выполнения того или иного задания. Дошкольник также в течение одной недели обращается к дневнику несколько раз.

В соответствии с концептуальными идеями образовательной программы «Детство» были разработаны два практических пособия: одно из них – это «Экологический дневник дошкольника» (Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной, предназначенный для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников, и второе – рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию» (О. А. Воронкевич совместно с педагогами Калининского района г. Санкт-Петербурга) для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников. Рабочая тетрадь (О. А. Воронкевич) является практическим сопровождением ранее вышедшей книги автора с одноименным названием.

«Экологический дневник дошкольника» Н. О. Никоновой, М. И. Талызиной представляет значительный интерес для нашего исследования. Это пособие состоит из 4-х тетрадей-дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» (см. приложение №1). Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребёнка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребёнок приобретёт грамотную систему экологических представлений.

Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по нескольку раз обращаясь к каждой странице. Дневник построен таким образом, что помогает ребёнку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины». В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» (см. приложение). Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГ ГОДА» будет представлять годичный цикл. Авторами «Экологического дневника дошкольника» Н. О. Никоновой и М. И. Талызиной в конце каждого из четырёх пособий указан список литературы, который нужно прочитать в данном сезоне. Это облегчает работу, как родителям, так и педагогам в выборе произведений.

Также для кругозора взрослых и детей, авторы дневника (на той же страничке) пишут о важных датах природы нашей полосы. Например, «Последняя гроза – 1 сентября» или «День весеннего равноденствия – день равен ночи – 22 марта» и т. д. Кроме того, начало каждой недели дневника снабжено народными приметами.

В нашем исследуемом экологическом дневнике мы можем увидеть и загадки, которые предлагают ребятам любопытная, эмоциональная девочка Рита и всезнающий Никита, персонажи, которые были выбраны авторами не случайно. Это ровесники наших старших дошкольников, которые осваивают данный материал. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнёрами.

Кроме того, в данном пособии, на первой страничке каждой недели, предоставлены стихи известных поэтов. Это помогает детям ярче ощутить тот период времени года, который они разбирают, образы, представленные в том или ином стихотворении поэтами.

Для воспитателя на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы. Заниматься по пособию можно индивидуально и с подгруппой детей. В случае занятия с подгруппой детские рисунки авторы предлагают выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вклеивается или вкладывается в соответствующее место в пособи и используется в обобщающей беседе в конце изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.

Четвёртая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики «Твоя Малая Родина» и «Лаборатория природы». Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях. Рубрика «Лаборатория природы" посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей.

Современные педагоги и психологи (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, И. В. Тельнюк и др.) придают большое значение гендерному воспитанию детей. Это направление прослеживается в «Экологическом дневнике дошкольника» через персонажей Риту и Никиту. Благодаря этому «Экологический дневник дошкольника» рассматривается как личностно-ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек.

Таким образом, работа с «Экологическим дневником дошкольника» не только способствует экологическому образованию детей, но и позволяет реализовать личностно ориентированную технологию в организации деятельности мальчиков и девочек, направленной на экологическое освоение мира природы.

Публикации по теме:

Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста Эссе на тему: «Миссия педагога» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители.

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста «Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 88» Выступление на педсовете на тему: «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными».

Использование мультимедийных ресурсов в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного Актуальность: Во всех семьях, предприятиях, учебных учреждениях, используют информационно-компьютерные технологии. ИКТ стало частью культуры.

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2018 в 11:44
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...