Приложение МААМ

Статья из опыта работы «Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры»

Елена Никифорова
Статья из опыта работы «Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Никифоровой Елены Валентиновны

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть ребенок с такими потребностями.

Публикация «Статья из опыта работы „Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры“» размещена в разделах

В данной статье разговор пойдет о том, как подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, как адаптироваться ему в социальной среде. Проходя очень сложный путь социализации, ребенок подвергался частым воздействиям окружающей действительности. Главная проблема заключалась в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, обучения. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями в нашем детском саду является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошкольных учреждениях. В моей группе в течении двух лет обучается ребенок с диагнозом «врожденное расширение неба». Это закрытый, ласковый, теплый, очень пугливый ребенок, со своим представлением о детском саде, о своих сверстниках. Результаты обследования показали отсутствие возможности овладения ребенком теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду с комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения была построена в группе с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам детской деятельности. Предметом моей деятельности стало отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями, роль и место его в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде. Основная цель была направлена на организацию работу инклюзивного обучения в группе, что и послужило определением и постановкой образовательных задач: создать условия, способствующие освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников; повысить свой квалификационный уровень по данному направлению; создать адаптационную рабочую программу сроком на три года; оказать

Никифорова Е. В. воспитатель МДОУ №16 с. Ростовановское

консультативную помощь родителям; организовать коррекционную работу в группе. В своей работе руководствовалась основными принципами инклюзивного образования : ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников; разнообразие усиливает все стороны жизни.

Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении. Прежде, чем идти на этот шаг, я много изучила литературы, опыт своих коллег по интернет-ресурсам, задавала себе один и тот же вопрос «А смогу ли я?». Ответ нашелся быстро, в этом помогли сами дети. Развитие социальных навыков с особым ребенком, посещающим детский сад, осуществлялся в процессе группового и индивидуального обучения посредством проведения игровых методик включающих в себя серию игровых форм, социально-ориентированных игровых заданий. Особое внимание уделяю построению предметно – развивающей среды. Среда должна быть: безопасной, комфортной и уютной, вариативной, постоянно обновляться. Были проведены специальные игровые задания, для ознакомления с разнообразными свойствами предметов, их назначением, в этом помогла составленная мною картотека игр. Широко использовалась система дидактических игр: «Игрушки», «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой с этой игрушкой?», «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», которые были направлены на ориентировку в пространстве, развитие фонетического слуха. Для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти использовала комплекс игровых методик: сказкатерапия, лекотерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, что позволило сконцентрировать внимание детей. Метод сказкотерапии используется для привития культурно-гигиенических навыков, навыков нравственного поведения, поднятия аппетита, здорового сна. Использование произведений художественной литературы позволяют заинтересовать детей, вывести их на контакт в общении, сравнении в процессе игровых действий с образными игрушками направлен на концентрацию внимания, это есть лекотерапия. Цветотеропия, позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности. Использование релаксационных игр и упражнений позволяют снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, настроить детей на положительный уровень в отношениях

Овладение ребенком с проблемами речи знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений., которые особенно прослеживаются в экскурсии, празднике, развлечении. (лекотерапия-приложение).

Обучая ребенка игре с куклой, старалась использовать художественное слово, с повтором 2-3раза. Вместе с ребенком пела колыбельную, укладывая куклу спать.

Серия доверительных бесед с родителями и детьми на темы «У меня плохое настроение», «Мои любимые игрушки?», «Хорошо ли быть одному?», «Что такое обида?», «Моя мама» позволило ребенку почувствовать себя защищенной во время разговора и открытой в своих мыслях.

На развитие восприятия цвета использовались такие игры, как: «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».

Проделанная работа дала позитивный результат. Ребенок посредством игровой деятельности в коллективе детей за два года научился говорить. Результаты исследования ребенка свидетельствуют о повышении уровня сформированности взаимоотношений, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети, получили первые уроки общения с «особым ребенком», усвоили нормы, правила поведения, принятые в данном социуме. При этом они не перестали быть индивидуальны, но стали активны, открыты, позитивны.

Целенаправленная работа с родителями дала возможность направить процесс социализации на позитивный уровень. Теплые отзывы родителей, говорят о том, что выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников сделало жизнь хотя бы одного ребенка полноценной, жизнеутверждающей. Необходимость инклюзивного образования назрела давно. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития сделало бы жизнь таких детей более интересной и полной, способствовало бы их развитию и востребованности.

Публикации по теме:

Формирование инклюзивной компетентности воспитателей в условиях дошкольного образовательного учреждения Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения.

Сравнительная характеристика практики инклюзивного образования в России и в Латвии Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья из опыта работы «Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры»
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 20:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья из опыта работы «Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никифорова (УИ 139635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД