Опыт работы по ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками»

Надрышина Надежда
Опыт работы по ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками»

Тема «ТРИЗ в детском саду» не нова, но мне кажется, что она сейчас очень актуальна. Использование инструментов, элементов, приемов теории изобретательности позволяют увидеть перспективы в работе с детьми.

Познакомившись с теорией ТРИЗ, я поставила цель в работе- формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитывать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности. Добиваясь этой цели, я решила ввести элементы теории, которые наиболее эффективны и понятны для меня. Ведь, чтобы чему-то учить детей, нужно очень хорошо знать самой. Основное правило в работе по элементам ТРИЗ-доходчиво и просто подавать материал и формулировать сложные, казалось бы ситуации. Поэтому, я начала учить детей применять тризовские решения перед встающими перед ними проблемами через сказки, игровые и бытовые ситуации В теории ТРИЗ несколько эффективных методов, но я хочу рассказать, как обучала детей методу моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Дети часто задают мне вопросы: «Почему камень твердый? Что такое электричество? и т. д. Эти вопросы ставили меня в затруднительное положение. Но как же объяснить ребенку все подобного рода «почему?», «как?», «откуда?». Задача усложнялась еще и тем, что нужно не только объяснить, а учитывая особенности мышления дошкольников, показать наглядно- образно. Метод ММЧ позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, физическую сущность явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе. Я рассказала детям, что все, что нас окружает состоит из маленьких человечков. Они могут думать, выполнять действия, вести себя по-разному, У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их места, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия. Вместе с детьми мы построили модели с наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойствам. Человечки, которые образуют твердое вещество или предмет, крепко держатся за руки. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга плечами. Их связь непрочна. Газообразное вещество образуют человечки, которые бегают, прыгают, летают независимо друг от друга, лишь иногда сталкиваясь или задевая один другого.

На первом этапе я научила детей моделировать вещество и описывать его. На рисунке2 изображены человечки твердого вещества. В реальной жизни это может быть камень, кирпич, мел и т. д. Таким же образом моделируются жидкие и газообразные вещества. На этом этапе я использовала прием загадки. Один из детей строит любую модель, а остальные пытаются ее отгадать.

Постепенно я стала усложнять задания, предлагая построить модель тарелки супа, чашки с молоком, аквариума, т. е. таких объектов, которые состоят из двух, трех и более веществ.

На следующем этапе я начала учить моделировать процессы, происходящие с веществом и процессы взаимодействия между веществами. Например, если на рис. 2 заменить одного человека твердого тела на человека жидкости, то это может быть процесс плавления железа или таяние снега. Для моделирования процессов взаимодействия ввели символы, обозначающие положительное взаимодействие - «+», отрицательное - «-», бездействие «0». Чтобы детям было более понятен процесс взаимодействия, я предложила построить модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие (рис. 3). А если в нескольких сантиметрах от 1-го кубика положит второй, то каково будет взаимодействие между ними? В данном случае это будет бездействие, т. е. "0". После этого я предложила детям построить самим модель льда, плавающего в море.

После того, как я познакомила детей с ММЧ, мне стало нетрудно объяснять детям ответы на их вопросы.

С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент, объясняя детям сущность того или иного процесса. Так же с использованием ММЧ интересно проводить познавательные занятия, занятия – эксперименты, игры по обучению грамоте, математике, занятия по изобразительной деятельности. Таким образом, применяемый мною в практической деятельности метод ТРИЗ помогает в решении задач развивающего обучения и способствует развитию познавательных процессов у детей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Совместные проекты как одна из форм работы с родителями» 2. слайд Анализируя работу с родителями за предыдущие три года, был выявлен низкий уровень участия родителей в образовательной деятельности.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Моделирование как нетрадиционный метод работы со сказкой Моделирование как нетрадиционная форма работы со сказкой. Тема моего выступления тесно связана с темой моей работы по самообразованию, которая.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта» ОПЫТ РАБОТЫ МОРОЗОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ воспитателя МБДОУ детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачева на тему: «Моделирование в системе.

Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического.

Опыт работы «Пути реализации системы экологической работы в группе» .

Приемы работы с детьми, имеющими ОНР 1 уровня. Видеоматериал, представляющий опыт работы Работа с детьми, имеющими первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень речевого.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 69 «Золотой ключик» Сообщение.

ТРИЗ технологии в ДОУ. Конспект занятия с использованием приема «моделирование маленькими человечками» Тема занятия: " Использование приема моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей старшего возраста с объектами неживой природы".

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опыт работы по ТРИЗ «Моделирование маленькими человечками»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 15:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...
Развитие техносреды в детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного...