МААМ-картинки

Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников»

Антонина Бердникова
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников»

Изучение особенностей жизни и быта народов России - необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти народа, выраженные в произведениях устного и письменного народного творчества, сохраненные в костюмах, играх, особенностях кухни способствуют формированию у подрастающего поколения национально-культурного интереса к истории и культуре не только своего этноса, но и ближайших соседей. При освоении социокультурного опыта народа дошкольник формируется как личность.

Публикация «Статья „Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников“» размещена в разделах

За основу своей работы по поликультурному воспитанию в подготовительной группе ДОО мы взяли научно-популярный журнал «Куклы в народных костюмах» издательства ДеАгостини, выпускаемый под эгидой Института этнологии и этнографии Российской Академии наук.

Каждый выпуск журнала состоит из шести разделов:

1. История места – описание местоположения, географии, климата, особенности местности, исторических событий, а также традиций и обычаев того или иного края, той или национальности нашей Родины.

2. Преданья старины красивой – углубленный подход к наиболее важным историческим фактам из жизни народа, легенды, преданья.

3. Что здесь носили? - весь раздел посвящен изучению национальных костюмов народов России, как женского, так и мужского. Особенности ношения костюма, его «язык» помогают понять саму душу народа, его надежды и чаяния.

4. Разбор костюма. Один из наиболее познавательных и красочных разделов, подкрепленных, к тому же, великолепно выполненной фарфоровой куклой. Что означает орнамент на подоле юбки, из чего сделаны пояса и украшения, как правильно носить национальный головной убор - на все эти вопросы здесь мы находим полноценные ответы.

5. Во что здесь играли? - Раздел интересных историй об играх, игрушках и развлечениях того или иного региона или народа.

6. Культура места. Здесь можно подробно узнать, какие сказки, былины, пословицы, поговорки были характерны для местности, описываемой в выпуске.

Приведем примеры национальностей, которые описаны в данном научно-популярном издании: карачаевцы, немцы Поволжья, мордва, марийцы, коми-пермяки, чукчи, абхазы, ногайцы и множество других национальностей представлены в данном издании.

Как же мы используем столь богатый материал в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста? Направлений работы несколько.

Первоначальное знакомство с тем или иным народом. Это происходит и на занятиях по изобразительному искусству (когда кукла-красавица в народном костюме «приходит» к ребятам на занятие, и они пытаются или срисовать орнамент с ее костюма, или смоделировать платье); и на занятиях по литературному чтению (при изучении фольклора, при проведении нравственных бесед с привлечением народных сказок); и на занятия по математике (ребята пытаются сосчитать, а сколько же косичек у узбечки, или из сколько пластин состоят мужские доспехи).

В рамках реализации этого направления нами устраиваются выставки детского творчества - например, рисунок девушки в карачаевском костюме, рассказывание легенд и преданий того или иного народа младшим группам или на тематических занятиях. Также мы практикуем такой вид деятельности (вместе с показом народных игр) на открытых родительских собраниях.

Следующее направление знакомства с тем или иным народом - изучение народных игр. Это происходит, как правило, на прогулке. Нами замечено, что после первоначального знакомства с народом, дети более осмысленно воспринимают информацию о правилах той или иной народной игры, стараются понять, какие качества она воспитывала в подрастающем поколении; пытаются научить этим играм не только своих сверстников, но и активно привлекают к ним взрослых членов семьи. Так, например, при реализации этого направления весной и осенью нами проводятся «Турниры багатуров (богатырей)», в которых принимают участие семейные команды. Особое веселье при проведении одного из таких турниров вызвала забава, при которой мальчики и папы должны были поднимать тыквы разной величины (карачаевская народная игра). Сначала семьи увлеченно сажали и выращивали тыквы на своих садовых участках. О задании по «поднятию тяжестей» узнали только в день проведения соревнования. Начинали поднимать с маленьких тыкв. Мальчики в итоге поднимали тыквы по 4-5 кг, но вот соревнование пап продолжилось, и они в общей сложности поднимали и по 50-60 кг этого ароматного овоща. Веселье, задор, почет победителям, а потом дружное поедание национального карачаевского блюда - хычинов, с любовью испеченных мамами с дочками, сделали этот праздник незабываемым!

Мы уже назвали еще одно направление изучения того или иного народа - национальная кухня. Это наше самое «вкусное» направление! К весенним, зимним, летним и осенним праздникам вместе с детьми и их родителями мы делаем подборку национальных блюд, оформляем красочные альбомы с рецептами и просим мам и пап попробовать приготовить эти блюда вместе со своими детьми. Форма представления блюд - книжка-раскладушка, в которой собраны фотографии процесса приготовления, отзывы членов семьи о вкусе, внешнем виде, легкости или сложности приготовления блюда. Ребята после таких семейных вечеров буквально заряжены оптимизмом и позитивными эмоциями - они стремятся рассказать друзьям о новых вкусах, о том, что они научились месить тесто, или особым образом защипывать манты, узнали об огромном количестве полезных трав, научились сервировать стол в соответствии с народными традициями. Эта форма работы, несомненно, сближает семьи, делает общение детей, родителей, бабушек и дедушек плодотворным, познавательным и очень увлекательным!

На музыкальных занятиях мы продолжаем знакомиться с культурой различных народов. В зависимости от изучаемой темы, а также от настроения детей музыкальный руководитель подбирает или лирические протяжные мелодии, или заводные и веселые. Детям нравится то музыкальное разнообразие, с которым они знакомятся. Многие из родителей отмечают, что дети просят найти и поставить в плейлисты народную музыку. Особую популярность уже на протяжении нескольких лет занимают наши самые почтенные участницы конкурса песни «Евровидение» - удмуртский ансамбль «Бурановские бабушки». Их творчество нравится детям и интуитивно, не зная языка, они понимают смысл песен, исполняемых на родном языке артисток.

На занятиях по хореографии мы с детьми пытаемся научиться тем или иным народным танцам, характерным движениям. Не все всегда получается, однако ребята не унывают. Дома они просят родителей найти в сети Интернет записи народных танцев. Для детей стало открытием, что танцы народов мира можно бережно собирать, коллекционировать и что у нас в стране есть такой заслуженный коллектив, как ансамбль танца Игоря Моисеева.

Последующее знакомство с тем или иным народом происходит уже, как правило, в рамках проектной деятельности дошкольников.

Группам детей дается задание - узнать как можно больше о том или ином народе. Ведь история каждого народа удивительна. Она теснейшим образом переплетается с той местностью, в которой он проживает. Каждый народ в своей истории переживал как подъемы и радостные события, так и трагические страницы. Уже с дошкольного возраста дети учатся понимать, что нельзя однозначно судить о том или ином народе, ведь в каждом роду есть и свои герои, и свои антигерои.

При реализации проекта дошкольники вместе с родителями затрагивают и те вопросы, которым мы не можем уделить полного внимания во время проведения занятий, например, особенности ремесла, развития животноводства, торговли. При самостоятельном изучении материала дошкольники также стремятся узнать как можно больше легенд, преданий, которые хранятся в памяти каждого народа. Благодаря этому дети очень рано понимают, что среди разных национальностей самым ценным в каждом человеке было трудолюбие, любовь к родной земле, честь, что все это каждый народ воспитывал в подрастающих поколениях с самого раннего возраста.

Особенно ценным является то, что дети видят, как разные национальности относятся к почтенным старикам и малышам. Забота, ласка, внимание, почтение – эти качества наших дошкольников воспитываются исподволь на народной мудрости.

Как правило, проект красочно оформляется: презентации, буклеты, книжки-самоделки, поделки, рассказ детей о наиболее понравившихся и запомнившихся событиях, эпизодах, особенностях того или иного народа - все это представляется или на открытых родительских собраниях, при посещении детей средней и старшей группы. Такая работа способствует сплочению детско-родительского коллектива, установлению теплых и дружественных отношений с детьми как своей, так и других групп. Дети учатся быть толерантными, терпеливыми к младшим и уважительными к старикам.

Таким образом, анализируя систему работы по поликультурному воспитанию дошкольников подготовительной группы, мы можем говорить о том, что дети не только с интересом изучают этнические особенности различных народов; дошкольники буквально впитывают все лучшее, что создано в народной культуре. Это способствует формированию у них позитивного образа как собственной национальной культуры так и культур различных народов.

Публикации по теме:

Доклад «Определение целей и задач работы с семьёй изучение особенностей семейного воспитания» Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с.

Формирование у детей 5–6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение фольклора План по саморазвитию "Формирование у детей 5-6 лет представлений о культуре народов Нижегородского края через изучение народного фольклора".

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 1,6 до 3 лет) Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба, исчезает.

Культура традиций народов Дагестана. Лезгины. Статья КУЛЬТУРА ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. ЛЕЗГИНЫ Дагестанская народная педагогика-это часть огромного педагогического опыта, выработанного.

Особенности развития профессиональной компетенции будущего педагога в осуществлении поликультурного образования детей Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие профессиональной компетенции будущего педагога. Затрагиваются такие понятия, как:.

Открытое занятие в подготовительной группе «Гостеприимство народов России» г. Тюмень, 2014 год. Чупрова Ольга Владимировна. Цель: расширять представление о народах России. Воспитывать любовь и уважение к людям.

Статья на тему «Изучение физических явлений в ДОУ» Список ключевых слов : неживая природа, физические явления, воздух, вода, тепло. Краткая аннотация: статья посвящена изучению опыта работы.

Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей». Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ. Ключевые слова: поликультурное воспитание,.

Статья «Презентация как средство развития дошкольников» Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость. Современное образование тоже нельзя представить.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 22:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД