Елена Николаевна Суркова
Коммуникативные игры в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал № 4 «Реченька»
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 52 г. Пензы «Полянка»
Консультация «Коммуникативные игры – это серьёзно!»
Воспитатель: Суркова Е. Н.
Публикация «Коммуникативные игры в развитии дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время всё больше происходит процесс огрубления нравов общества. Это влечёт за собой упадок общей культуры. В речи это выражается в увеличении слов со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов и жаргонизмов. Ребёнок же развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира.
Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что малыш самостоятельно не может овладеть речевой нормой, ему нужно общение. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Проблема приобщения ребёнка к социальному миру является главной в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для
того, чтобы ребёнок был адаптирован к жизни в обществе, имел активную
и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда
мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Для социального развития детей необходимо использовать игру.
Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых,
она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации: развивают средства невербальной коммуникации (мимику, пантомимику, жестикуляцию, создают позитивное отношение к окружающим, развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи, воспитывают доверительные отношения, развивают невербальное воображение, образное мышление.
Потребность выражать в игре свои впечатления составляет характерную
особенность дошкольного возраста. Ребёнок много раз повторяет то, что видел
и слышал. Благодаря этому его знания становятся более прочными.
Рассмотрим такой вид игры : коммуникативная игра. Что это
за игра? Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цели коммуникативных игр :
1) развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления
в контакт, инициативности, готовности к общению;
2) развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения;
3) развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.
Уважаемые родители, ниже приводятся примеры таких игр по возрастам.
Игры
1,5/2 – 2,5 года
1. «Где же, где же наши ручки?»
Дети стоят, спрятав ручки за спину. Где же наши ручки? Где же, где
же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки. (Выполняют движение «фонарики», можно чередовать с хлопками в ладоши). Вот
наши ручки. Пляшут, пляшут наши ручки. Пляшут наши ручки.
2. «Где же, где же наши ножки?»
Дети закрывают ноги руками или приседают, обхватывая колени. Где
же наши ножки? Где же, где же наши ножки? Нету наших ножек. Вот,
вот наши ножки. (Шлёпают по коленочкам, можно чередовать с топаньем ножек). Вот наши ножки. Пляшут, пляшут наши ножки. Пляшут наши
ножки.
3. «Где же, где же наши детки?»
Прячутся сами детки, закрывая лицо ладошками. Где же наши
детки? Где же, где же наши детки? Нету наших деток. Вот, вот наши детки, хлопают себя по груди. Вот наши детки. Пляшут, пляшут наши детки. ( Совершают танцевальные движения: выставляют ножку на каблучок, прыгают, кружатся). Пляшут наши детки.
2 – 3 года
1. «Мы ногами топ-топ-топ».
Дети, стоя полукругом, выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни по показу взрослого.
2. «Кенгуру и кенгурёнок». (В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнёра).
Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгурёнок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгурёнок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены).
3. «Приветствие» («Хлопушка»).
Все встают в круг, руки вытягивает вперёд. Взрослый открывает ладонь, дети кладут на его ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из ладошек). Затем все поднимают эту «горку» вверх и вместе делают по команде «хлопушку». Взрослый говорит: «Раз, два, три». (На эти слова все поднимают руки и тянутся вверх – причём тянутся очень высоко, не
разъединяя рук). На слово «хлоп» общая «хлопушка» хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».
3 – 4 года
1.«Паровозик».
Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это «паровоз». У
него глаза открыты. У всех остальных игроков-«вагончиков» - глаза закрыты.
Паровоз везёт свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперёд, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.
2. «Снежный ком». (Эта игра хороша для знакомства, но может использоваться и в других случаях).
Играют так. Первый игрок называет своё имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и своё имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет своё имя. И так по кругу. Заканчивается тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой игре.
3.«Уши – нос – глаза».
Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши» (все показывают уши, «Плечи» (все показывают плечи, «Локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
4 – 5 лет
1.«Я хочу с тобой дружить». (Эта игра разработана О. В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей).
Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно
его, быстро подбегает к водящему и жмёт ему руку. И сам становится водящим в игре.
2. «Конкурс хвастунов».
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нём тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своём соседе, что в нём хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он нравится. Задача – найти в своём соседе как можно
больше достоинств.
3. «Путанка в кругу».
Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя!
Игроки запутывают круг: не расцепляя рук, перешагивают через руки, оборачиваясь и так далее. Когда «путанка» готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.
5 – 6 лет
1.«Зеркало».
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это «зеркало». «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
2. «Любимая игрушка».
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой. Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки».
3. «Найди своего ребёнка». (Это игра для семейных групп и семейных праздников).
Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего
ребёнка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он называет имя ребёнка и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.
6 – 7 лет
1.«Поймай взгляд». (Эта игра развивает взаимопонимание. Ведёт игру взрослый).
Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот, на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры. (Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять друг друга. В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье).
2. «Разговор через стекло».
Играют парой. Один игрок как будто находится «в магазине», а второй – «на улице», но они забыли договориться о том, что нужно купить. Игрок «на улице» жестами передаёт игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышит. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игр
3. «Скульптор и глина». (Для этой коммуникативной игры понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах). Играют парами. Один ребёнок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку
с изображением человека в определённой позе. Эту фигуру ребёнку-«скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.
Так в чём же заключается значение коммуникативных игр? А вот в чём. Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, умение ладить с людьми, добиваться поставленных целей. И наоборот, недоразвитие коммуникативных способностей приводит к задержке общего психического развития ребёнка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции. Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться, лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к другим, помогают создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, способствуют развитию навыков общения. Я надеюсь, что эти игры вы будете использовать на семейных праздниках и просто для поднятия хорошего настроения себе и своим детям.