Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности

Анастасия Баяндина
Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии, и на сегодняшний день остается чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Существующий в настоящее время порядок помощи детям, имеющим проблемы в речи, сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного возраста. Между тем, как отмечал известный психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, которую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки.

Поэтому, мы определили для себя проблему - формирование устной речи детей младшего дошкольного возраста на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.

Поставила цель - создание образовательной среды, которая способствует полному раскрытию речевых возможностей младших дошкольников, предупреждению у них трудностей речевого развития.

Для ее достижения определила задачи. Первая из них - диагностическая - состояла в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении задержек и недостатков в ее развитии. Вторая задача- профилактическая - это педагогическая помощь малышам в нормальном речевом развитии. Третья, собственно коррекционная, задача направлена на своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

При проведении обследования речевого развития детей второй младшей группы отметила, что высокий уровень речевого развития у 18 % детей. Эти дети стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по инициативе о чем- то рассказать ему. Средний уровень (50%) наблюдается у детей, которые нечасто самостоятельно отвечают на вопросы (когда, почему, но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Низкий уровень развития речи имеют 32% детей, такие дети в совместной и игровой деятельности в основном молчат и имеют невнятную речь.

К числу условий, способствующих формированию потребности в речи, в первую очередь отнесла организацию совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.

В совместной деятельности широко использовала игрушки, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию или сюрпризный момент. Почти на каждую деятельность к детям приходил "гость", который погружал малышей в сказочную или игровую ситуацию. Все совместные и индивидуальные мероприятия проводила в игровой форме. В совместной деятельности учила произносить текст, запоминать слова. С группой детей повторяли сказки, стихи, рассматривали картинки, иллюстрации. Проводили инсценировки с игрушками, развивая мелкую моторику пальцев рук и основные движения.

Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходит во время режимных моментов, прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений, во время неречевых занятий, при организации контактов со сверстниками, детской деятельности детей с целью рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов.

Создала в группе речевую развивающую среду, эффективно влияющую на развитие разных сторон речи малышей, цель которой- насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Для себя определила важный компонент- грамотная, педагогически целесообразная речь взрослого. Использовала разнообразные методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать: поручения, подсказки, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности, разговоры с детьми, рассказы, чтение.

Коррекционная работа с детьми была направлена на развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности. В процессе работы побуждала к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению. Стремилась к тому, чтобы дети, имеющие проблемы речевого развития находились в зоне моего внимания и получали задания, соотносимые с особенностями и потребностями их речевого и общего развития. Решала такие задачи, как активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкций, совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия, закрепление навыков правильного звукопроизношения, использовала специальные дидактические и развивающие игры, занимательные игры и упражнения.

Одним из существующих факторов повышения результативности работы по развитию речи является включение в нее родителей, других членов семьи. По вопросам коррекции речевого развития у детей провожу консультации, мастер- классы, вовлекаю в совместное создание развивающей речевой среды в группе, привлекаю к участию в праздниках, развлечениях, выставках и конкурсах.

Таким образом, на сегодняшний день можно сделать вывод, что количество детей имеющих низкий уровень уменьшилось на 8%. Практика показала, что успехов в работе по коррекции речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности можно добиться, лишь используя разные формы и методы работы.

Публикации по теме:

«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников 2 этап проекта «Школа красивой речи» — «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» 2015-2016.

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция речевых нарушений и мелкой моторики с помощью продуктивной деятельности Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Опыт работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в условиях группы казачьей направленности» Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду,.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проблемы решения коррекционно-развивающих задач в условиях логопедического пункта ДО общеразвивающей направленности Изначально основным документом для дошкольных логопунктов является инструктивное письмо от 14 декабря 2000 № 2, где четко прописано что.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Безопасность детей
  • Праздники
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности
Опубликовано: 6 мая 2016 в 00:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...