Логические упражнения и задачи в обучении детей математике

Елена Шемет
Логические упражнения и задачи в обучении детей математике

Логические упражнения и задачи в обучении детей математике

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях. так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формирование количественных, пространственных представлений).

В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачис целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5-6 лет решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.Как правило они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками (Игровые занимательные задачи для дошкольников - З. А. Михайлова, стр. 28). Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

В подготовительной группе используется еще один вид логических задач на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Задачи на выполнение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур (по 6 фигур в каждой группе). Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Для решения задач необходимо отвлечься от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак, который состоит в том, что все фигуры, изображенные слева – белые, А с права—черные.

Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задачи, анализировать его.

Обучение детей решению задач такого типа должно быть направленно на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу (стр. 34, то же).

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц, кораблей из специальных геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно,а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат--- составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания круга (стр. 43, то же).

Загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет количественной. пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Задачи-шутки—это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря ему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными (ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 -лет).

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Изучение особенностей восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) задач-шуток показало, что успех решения их зависит от того, насколько дети понимают шутку, умеют ли выделять в литературных произведениях, придумывать. В противном случае дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики. начинают производить действия с числами. Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в необычном. Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

На занятиях по формированию у детей 6-7 лет элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Воспитатель предлагает 1,2 простые занимательные задачи, некоторые решаются детьми быстро, с небольшим обоснованием или без него.

занимательные вопросы, загадки, задачи используются воспитателем и входе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

В процессе обучения детей решению арифметических задач применяется прием сравнивания задачи-шутки. загадки математического содержания с арифметической задачей. В ходе анализа задач, нахождения сходства и различия между ними уточняется понимание детьми структуры арифметической задачи, назначения чисел, необходимости выполнения арифметических действий с числами. Задачи-шутки подбираются педагогом согласно цели и содержанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приема сравнения, уровня сформированности у детей представлений об арифметических задачах, развития у них логического мышления.

На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный материал (загадки, задачи-шутки. занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников через словесно-логические задачи Цель: развитие словесно-логического и абстрактно-логического мышления дошкольников. Задачи: совершенствовать умение устанавливать связи.

Дидактические игры и упражнения при обучении количеству и счету детей 4–5 летДидактические игры и упражнения при обучении количеству и счету детей 4–5 лет Дидактические игры и упражнения при обучению количеству и счету детей 4 - 5 летПрименение дидактических игр и упражнений повышает эффективность.

Использование художественного слова в обучении математике Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития.

Конспект урока по математике «Решение примеров и задачи в пределах 10» ГБУ СО «Базарно - Карабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Открытый урок по математике 4 класс, в 4 группе.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» МБОДУ Гагинский детский сад №1 Конспект занятия по математике В подготовительной группе Тема: «Состав числа 8. Логические задачи.

Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал) РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему? 2. Может ли трамвай объехать девочку,.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша. 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две.

Правила поведения летом около водоема. Логические упражнения с использованием ПО PowerPoint Предлагаю к использованию актуальный летом материал по правилам поведения у водоема. Может использоваться при работе с детьми в непосредственной.

Развитие логического мышления, логические экологические задачи для дошкольного возраста .

Задачи по математике для детей от 4 до 5 лет Задачки по математике для детей от 4 до 5 лет Цель: Обучение детей счёту в игровой форме. Развитие логического мышления, памяти. • Задачки.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Логические упражнения и задачи в обучении детей математике
Опубликовано: 8 января 2018 в 22:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Фотоотчёт «Весеннее преображение старшей группы»
Весна в наши края придёт еще не скоро. Всю прошлую неделю мели метели, стояли сильные морозы. Утро первого дня весны встретило нас снежком который падал...
Оформление музыкального зала к Международному женскому Дню 8 Марта
Наконец- то первый за этот учебный год праздник в музыкальном зале с оформлением, с украшением! Мы все соскучились по этому приятному делу. Всегда...
Инновационные продукты в организации руководства детской игрой. Бумага тишью
Методологическая лаборатория увлекательных идей «Инновационные продукты в организации руководства детской игрой» Бумага тишью в организации руководства...