Абызова Юлия Викторовна
Мульттерапия как средство развития творческих способностей детей в процессе создания мультипликации
▼ Скачать + Заказать документы
]Статья «Мульттерапия как средство развития творческих способностей детей в процессе создания мультипликации
Сегодня развитие творческой активности детей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования. Возрастающий поток информации требует от детей не столько обладания знаниями, умениями, сколько способности быстро менять их, ориентироваться в информационном потоке, делать осознанный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения, то есть быть творческой личностью. Осознание ребенком собственных возможностей порождает у него ощущение силы, компетентности, гордости, поэтому помочь ребенку правильно мыслить, разрешать важные для него жизненные ситуации, реализовать себя в современном обществе – это главная задача воспитывающего взрослого.
Публикация «Мульттерапия как средство развития творческих способностей детей в процессе создания мультипликации» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
В современном развитии образовательных технологий совместно с традиционными системами обучения активно и широко используются нетрадиционные методы образования, обучения и воспитания детей. Большое распространение получают арт – терапия, мультипликация и мульттерапия.
Мульттерапия как часть арт - терапии основывается на раскрытии творческого потенциала личности ребенка, помогает справиться с проблемами, которые беспокоят, компенсировать недостатки развития. И по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:
1. Решает проблему мотивации личности.
Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов деятельности в общий контекст повышает самооценку личности, умение работать в команде вызывает ощущение значимости, сопричастности к чему-то важному и интересному.
2. Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой
деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись,
графика, фотография, скульптура, литература, музыка, театр.
3. Самое значимое в мультипликации (анимации) – это процесс оживления персонажей. Термин “анимация” (в переводе с латинского “анима” – душа, “анимация” – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.
4. Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового
продукта – мультфильма.
Занимаясь мультипликацией, мы решаем следующие задачи:
- раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно - эстетическому восприятию окружающего мира;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, индивидуальности через коллективную деятельность;
- развитие эмоциональных, артистических качеств у детей средствами искусства мультипликации.
Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать и говорить. Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие, ответственное за образы, задействованы литературная, музыкальная и речевая сферы. Двигая фигурки перед камерой (метод перекладки, ребенок может легко освоить школьный курс кинематики. Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и т. д. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологическое состояния героев.
Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют, и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создает положительный эмоциональный настрой.
В нашем детском саду создана мультстудия. И могу сказать, что дети старшей возрастной группы, которые посещают мультипликационные занятия, уже способны совершать небольшие программные действия на компьютере. Такие дети с легкостью осваивают механизм монтажа на самой простой программе монтировки изображений, а моменты обсуждения со сверстниками и педагогами помогают раскрепоститься, приобрести много новых и полезных знаний, умений и навыков.
На занятиях мы знакомим детей с основными понятиями и терминами мультипликации, просматриваем и обсуждаем мультипликационные фильмы различных жанров, видов, выполненные в различных техниках; знакомим с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный); приобщаемся к опыту известных мультипликаторов.
На анимационных занятиях знакомимся с основными приёмами анимации, осуществляем оживление персонажей, снимаем этюды в различных техниках (рисованная техника, перекладка, пластилиновая анимация, песочная анимация и пр., а так же просматриваем и обсуждаем проделанное.
Создавая мультфильм, мы придерживаемся следующих этапов:
1 этап: выбор темы, создание сценария.
Темы будущих фильмов продумываются совместно в зависимости от интересов. Тема может быть приурочена к празднику, памятной дате. Сначала мы обговариваем тему, смотрим иллюстрации, обсуждаем, какие
ассоциации вызывает эта тема.
На данном этапе сочиняется рассказ, разрабатывается общая концепция и
идея мультфильма, а также образ и характер каждого из героев. СОВЕТ.
Обязательно формулируйте основную мысль будущего рассказа,
то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить.
2 этап: составление раскадровки, выбор фона, подбор материалов,
изготовление героев.
Раскадровка – это отображение сюжета в картинках – комикс. В раскадровке
действие разбирается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. В раскадровке должна присутствовать логика.
Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон
(изображение места происходящего действия). Герои двигаются, а фон
статичен.
На этом этапе мы создаем всё необходимое для дальнейшей работы по
созданию мультфильма, используя различные техники прикладного творчества. Мы готовим героев мультфильма и все необходимые материалы для съемки.
3 этап: съемка сцен мультфильма.
4 этап: озвучивание, монтаж.
После съемки мультфильма мы проводим озвучивание. Озвучивание очень
важный процесс, который способствует развитию не только речи, но и памяти, мышления и наших артистических способностей. Иногда мультик монтируется сразу. Чаще бывает, когда мы монтируем и озвучиваем мультфильм после съемки, так как это кропотливый и долгий труд.
5 этап: заключительный.
Просмотр и обсуждение готовых мультфильмов.
Основные техники анимации, в которых мы работаем:
- Рисованная техника - перекладка:
Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми.
Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются (пластилином, ниткой или тонкой проволокой). Перемещая персонажей по фону, изменяя их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат.
- Пластилиновая анимация:
Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и
глина. Материал обычно лепится на каркас. Персонажей устанавливают на фоне декораций и передвигают.
- Объё мная анимация:
Объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.
В этой технике для создания мультфильма используются предметы, игрушки.
- Песочная анимация:
В качестве материала можно использовать не только песок, а любой легкий порошок – песок, соль, крупа и т. д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное стекло, фон. В нашей мультстудии мы пользуемся песочными столами.
При создании мультфильма мы используем такое оборудование: мультстол, ноутбук, программные пакеты, камера, штатив, а также различные материалы для изготовления персонажей и героев мультфильма.
Процесс создания мультфильмов не только увлекательный творческий процесс, он развивает и воспитывает детей. Ребята знают, что они хотят сделать, и четко представляют, для чего рисуют, лепят, мастерят. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Они формируют эстетический вкус, помогают приобрести технические знания, воспитать любовь к труду. На этих занятиях развиваются творческие способности, воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение. А это пригодится человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни.