Дария Ульбекова
Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста»
Значение двигательной активности для роста и развития ребенка
Публикация «Двигательная активность как фактор полноценного физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Особенно большое значение двигательная активность имеет в детском возрасте, где она выступает в качестве необходимого условия формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нем, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей.
Двигательная активность представляет собой удовлетворение потребности организма в движении. Совершенствуя деятельность главных физиологических систем организма, она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из основных форм жизнедеятельности растущего организма (А. А, Маркосян, М. Ю. Кистяковская, Ю. Ф. Змановский, И. А. Аршавский).
Вопрос о потребности в движении до сих пор остаётся дискуссионным. Некоторые исследователи, Например М. Р. Могендович, ставят на первое место биологическую предопределенность, как бы наследственную закодированность потребности в движении и ее возрастной динамики. Следствием такого подхода являются стремление определить «естественные» возрастные нормы активности детей без специального учета условий их жизни и воспитания. Имеется и другая концепция, которая представляется более убедительной (М. Ю, Кистяковская, утверждающая, что потребность в движениях нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями организма. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в двигательной активности, а последовательно развивать эту потребность.
Многогранная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественных и зарубежных систем фи-зического воспитания детей. Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно». Е. А. Покровский в работе «Первоначальное физическое воспитание дестей» называет движение одной из первейших и существенных потребностей человеческого организма, вложенного в него самой природой. «Духовное» развитие, по его мнению, не должно проти-вопоставляться «телесному», необходима их гармония, строящаяся на прочном фундаменте последнего. Ссылаясь на отношение мыслителей древности к физическим упражнениям, Е А. Покровский приводит свидетельство о том, что Аристотель расценивал государство, в котором пренебрежены физические упражнения, как плохо организованное.
То, что движения являются условием всякого жизненного отправления, неоднократно подчеркивал П. Ф. Лесгафт. Особенно велика роль движений, по его мнению, в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются. П. Ф. Лесгафт придавал огромное значение движениям не только в физическом, но также в умственном и нравственном воспитании детей.
Исключительно важную роль движениям в общем развитии и воспитании детей отводили К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.
В литературе отражено значительное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность, задерживается формирование двигательных навыков и умений, происходит нарушение осанки (Д. М. Шептицкий, Е. Н. Ва-вилова, Г. В. Сендек, Т. Ю. Логвина и др.). Использование мяча в восполнении двигательного дефицита одна из возможностей снятия умственного напряжения. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обуславливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.
Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими о роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья в различные возрастные периоды. Например, целым рядом исследований показано благотворное влияние движений на развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка-дошкольника, как скелетно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, терморегуляционная. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занижающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше, что у их сверстников в контрольной группе (Ц. В. Какабадзе). Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от неполучающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем годах жизни.
Исследования С. Я. Лайзане, Л. В. Кармановой, Э. И. Адашкявичене показали, что у дошкольников» систематически занимающихся физическими упражнениями, улучшается двигательная подготовленность. Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование в трудах советских ученых. Исследуя формирование высшей нервной деятельности экспериментальным путем, М. М. Кольцова пришла к выводу, что ограничение движений у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.
Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, В, К. Котырло).
К сожалению, приходится констатировать, что современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным уменьшением их двигательной активности. Озабоченность по поводу прогрессирующего снижения объема двигательной активности наряду с все усиливающимся умственным напряжением среди детского населения прозвучала уже в начале нынешнего столетия в трудах ряда ученых.
Малоподвижность детей, вызванную условиями жизни и неправильной системой воспитания, В. В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении школьников.
В современном мире тенденция к ограничению движений (гиподинамия) усиливаема, особенно в высокоразвитых в экономическом отношении странах. Поэтому жизненно необходима правильная организация двигательного режима в дошкольных учреждениях. Поиски объема; содержания, форм оптимального двигательного режима являются одной из актуальных проблем организации жизни и воспитания детей в детских садах.