Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда»

Мячина Марина Евгеньевна
Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда»

Статья на тему:

«Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда».

Мячина М. Е.,

воспитатель

МБДОУ детского сада №41

комбинированного вида

г. о. г. Шахунья

Нижегородской области

"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в

образовательной работе детского сада…" В. И. Логинова

Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда»

Сегодня задача трудового воспитания детей дошкольного возраста не считается приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Недооценивается роль трудовой деятельности в умственном и физическом развитии, а также в формировании нравственных качеств личности. Между тем, исследователи особенностей формирования личности ребенка – дошкольника считают, что именно в дошкольном возрасте, а не позже нужно начинать работу по формированию у детей представления о значимости профессиональной деятельности взрослых, направленной на удовлетворение потребностей общества. Потому, что именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т. д. В своих играх дети подражают взрослым, например, наблюдая за продавцом, повторяют действия продавца, таким образом, принимают на себя определенную роль.

Захарова Т. В., Рыньгач М. А. в своей статье «Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС» отметили: «Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых. Это показ детям разнообразного труда взрослых, объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Ознакомление с трудом взрослых имеет цель дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно».

Поэтому, уважаемые коллеги, позвольте представить вам мой взгляд на то, как должна осуществляться работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о труде взрослых и ценностного отношения к труду и его результатам посредством разных видов деятельности. Сначала обратимся к психолого-педагогической литературе. Проблемами трудового воспитания дошкольников успешно занимались многие педагоги и психологи в 70-80-х годах ХХ века: Р. С. Буре,

Л. С. Выготский, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, Н. С. Пряжников, Д. В. Сергеева, Д. Б. Эльконин и др. На современном этапе вопросами первичной социализации ребенка, формирования положительного отношения к труду занимаются Г. А. Урунтаева, Ю. К. Бабанский, Т. И. Бабаева, Т. Черединова. Исследователи Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина разработали содержание детского труда и определили его место в педагогическом процессе детского сада. З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова разработали формы организации детей в труде.

В. И. Глотова, В. И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт изучают процесс формирования положительного отношения детей к труду взрослых. Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова исследуют влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений.

Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные под руководством д. п. н., профессора В. И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей с трудом взрослых. Собственные наблюдения за детьми в детском саду показали, что дети проявляют мало интереса к труду взрослых, не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Путем бесед, я выявила, что у детей 4- 5 лет низкий объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества. Также слабовыражен интерес к результату труда и обусловлен, в основном, игровыми потребностями. Можно говорить о том, что у детей не сформировано правильное отношение к людям труда, они лишь неосознанно подражают людям разных профессий.

Я поставила перед собой задачи, которые определены в соответствии с ФГОС:

1. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

2. Формировать первичные представления о профессиях на основе ознакомления с конкретными видами труда.

3. Формировать у детей представления о значимости профессиональной деятельности взрослых, направленной на удовлетворение потребностей общества.

В процессе своей работы я учитывала возрастные особенности детей данного возраста. Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой физической и психической активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. У детей среднего возраста интенсивно развиваются зрительные и слуховые ощущения, а также кожные и суставно-мышечные ощущения. Это развитие заключается, прежде всего, в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Зная эти особенности, я знакомила детей со свойствами и качествами предметов, произведенных трудом людей. Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания. Поэтому я проектировала игровые и жизненные ситуации, требующие выбора и рассматривания предметов. Для формирования осознанности восприятия я учила детей объяснять, что нужно сделать, чтобы выявить то или иное качество (свойство) предмета, материала — погладить, надавить, понюхать, попробовать, смять или намочить в воде.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание, восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления. Зная это, знакомила детей с профессиями взрослых в процессе экскурсий, наблюдений, прогулок. А в ходе дидактических игр дети учились группировать предметы (грабли, лопата, метла – орудия труда дворника).

Восприятие формируется в дошкольном возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов. В среднем возрасте психические процессы становятся более опосредованными, поэтому в качестве средств образного мышления я использовала наглядные модели, например, в обучении детей с помощью дидактических игр: выкладывание ряда последовательных картинок, изображающих процесс выпечки хлеба.

Далее на основе восприятия, полученная ребенком информация объективного мира, фиксируется памятью. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

Дети способны запомнить несколько последовательных действий, иллюстрирующих какой-либо трудовой процесс. В связи с этим, я использовала различные дидактические игры, например, «Что, за чем?».

Объем информации, который хранится в памяти у ребенка, способствует созданию простейших представлений, которые в свою очередь являются основой для мыслительных операций. Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно - действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между профессиональными действиями и конечным результатом труда. У него появляется круг чисто словесных знаний. На основе этого развивается речь ребенка. Я побуждала детей составлять рассказы о той или иной профессии, пользуясь различными схемами – картинками.

У детей 4 – 5лет продолжает развиваться воображение. Так, например, ребенок способен представить, что, если помощник воспитателя не вымоет пол, то в группе будет грязно. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Учитывая высокую результативность использования сюжетно – ролевых игр, я составила серию основных игр, которые используются в работе: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Больница» и др. Специфика игровой деятельности заключается в том, чтобы воздействовать одновременно по всем направлениям, развивая игру как ведущую деятельность и эмоционально-волевую, познавательную, коммуникативную сферу ребенка.

Зная об особенностях развития воображения, я старалась разнообразить сюжеты детских игр на основе впечатлений о жизни и труде людей, их отношений, при этом предлагала детям использовать различные предметы-заместители (например, палочка вместо градусника). Вследствие чего, постепенно у детей сформируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность.

Основной формой работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых стало превращение обычных занятий с дошкольниками в интересные экскурсии. В их процессе дети обогащались новыми впечатлениями, получали прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют, например, работники детского сада. Сформированные обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии, позволили воспитать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Целенаправленные, наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствовали накоплению ярких эмоциональных впечатлений, сформировали умение общаться с взрослыми, поддерживать беседу.

На занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, во время самостоятельной деятельности дети создавали художественные работы на основе полученных от экскурсий впечатлений.

На занятиях по конструированию малыши учились создавать поделки: «Детский сад», «Наша группа», выполняя их из бумаги, деталей конструктора, осваивая при этом техническое моделирование. Таким образом, художественная деятельность способствовала углублению представлений о труде взрослых.

Значительный шаг в развитии воображения связан с освоением речи.

Средний возраст уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. К 4 - 5 годам формируются многие элементы связной речи. Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов, меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, "теоретическим". Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называют "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Поэтому, я использовала в работе с детьми различные игры – ситуации, дидактические игры. В процессе игры закреплялся вид деятельности, орудия труда, специальная одежда, расширялся кругозор и активизировалась речь, развивалась наблюдательность и логические способности. Так, играя в игру «Чьи вещи?», дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. Конкретный образ обогащал игру и помогал детям отразить в ней свои представления о конкретном человеке, отношение к нему, вызывал желание подражать ему.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность уточнить знания о профессиях и увеличить объем словаря. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Задачи по ознакомлению с трудом взрослых решались в разных формах: как на занятиях, так и вне их (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игры в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Итогом работы явилось проведение комплексного занятия –игры «Все работы хороши!», одной из задач которого являлось расширение у детей представлений о мире взрослых, развитие интереса к их профессиональной деятельности и воспитание уважения к труду взрослых. Дети отгадывали загадки о профессиях людей, изготавливали подарки для взрослых.

Таким образом, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, я смогла достичь следующих результатов:

• Дети имеют представление о профессиях на основе ознакомления с конкретными видами труда.

• Видят направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.

• Проявляют познавательный интерес к труду взрослых, интересуется, кем работают близкие им люди, чем они заняты на работе, охотно отражают полученные представления в сюжетно-ролевых играх. Различают разные профессии по существенным признакам.

• У детей имеются представления о ценности предметного мира как результата человеческого труда.

• Дети бережно относятся к предметному миру как результату труда взрослых.

Работу с детьми в данном направлении я намерена продолжить. Я планирую: развитие имеющихся представлений и отношений детей к трудовой деятельности взрослых, обогащение игровой деятельности, расширение представлений детей о профессиях людей через серию экскурсий по предприятиям и учреждениям родного города.

Публикации по теме:

Формирование позитивных установок у детей дошкольного возраста в процессе творческой деятельности «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» Константин Георгиевич Паустовский Творчество.

Формирование интереса к различным видам спорта у дошкольников Харитонова Ольга Николаевна инструктор по физической культуре Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и есть в центре.

Сценарий досуга «Встреча выпускников детского сада и воспитанников подготовительной группы (6–7 л.)» ЗАДАЧИ: Прививать интерес к учебной деятельности желание учиться в школе. Формировать интерес к школе, всестороннее развивать дошкольников.

Сценарий новогоднего утренника для воспитанников старшей группы детского сада «Новогодняя история» Сценарий новогоднего утренника для воспитанников старшей группы детского сада «Новогодняя история» Подготовила: Осеева Наталья.

Сценарий праздника к 8 Марта для воспитанников второй младшей группы детского сада Сценарий праздника «8 марта» для воспитанников второй младшей группы детского сада. Действующие лица: Ведущая, Красная шапочка, Волк – воспитатели.

Сценарий праздника «Без труда не проживешь» для детского сада Ведущий: Дорогие наши, гости! Уважаемые труженики, мы собрались сегодня в нашем зале, чтобы поприветствовать наших ветеранов труда! Наши.

Статья на тему «Формирование безопасного поведения дошкольников» «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: воспитатель МБДОУ "Детский сад № 83" г. Чебоксары Соловьева И. В. Чебоксары,.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей». Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ. Ключевые слова: поликультурное воспитание,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Безопасность детей
  • Весна
Автор публикации:
Статья «Формирование у воспитанников средней группы детского сада позитивных установок к различным видам труда»
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 11:30
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стихи «Правила движения достойны уважения»
Авторские стихи на тему "Правила движения достойны уважения" 1. "Чтоб были в жизни радостные дни " ( "А я иду, шагаю по Москве") 1. Чтоб...
Фотоотчет «Творческая мастерская августа»
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето Материалы:...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Детям о коррупции»
Программное содержание: -познакомить детей с понятием «Коррупция», уточнить знания о честности и порядочности; - продолжать учить активно, участвовать...
Упражнения на развитие речевого дыхания
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной...
Конспект занятия «Зубы и уход за ними» с элементами аппликации и рисования
Цель : познакомить детей со значимостью зубов в жизни организма человека, важности здорового питания. Подготовка к занятию. Необходимо приготовить...