Характеристика речевой деятельности детей с задержкой психического развития

Дарья Свитавская
Характеристика речевой деятельности детей с задержкой психического развития

Характеристика речевой деятельности

детей с задержкой психического развития

Речь детей с задержкой психического развития изучается уже на протяжении многих лет. В дошкольном возрасте у них по сравнению с нормально развивающимися сверстниками отмечается замедленный темп речевого развития в сочетании с различными нарушениями звукопроизношения. По данным Ю. Г. Демьянова и В. А. Ковшикова (1967, такие проблемы наблюдаются у 38 из 40 детей (95%). Гвендер отмечает, что у мальчиков нарушения речи встречаются чаще, чем у девочек. В начальных классах школы у детей с задержкой психического развития Е. В. Мальцева (1991) их выявила у 39,2% учащихся. Наиболее распространенной речевой патологией являются нарушения звукопроизношения (дислалия) и нарушения письма (75,2% детей).

Речевые проблемы при задержке психического развития имеют преимущественно системный характер. В формировании структурных компонентов речи у детейс ЗПР отмечаются следующие особенности:

1. Звукопроизношение – частные (или системное) нарушения звукопроизношения. Степень их выраженности зависит от состояния высшей нервной деятельности детей.

2. Фонематический слух и фонематическое восприятие – отмечаются нарушения восприятия близких по артикуляции фонем, звонких и глухих (б — п; д — т; г — к, свистящих и шипящих согласных (с — з, ж — ш, ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематического слуха возникают определенные затруднения в понимании устной речи, ошибки в чтении и письме.

3. Слоговая структура слова –Нарушение слоговой структуры слова имеет следующие особенности:Нарушение последовательности слогов в слове: перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов;Нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога, опускание слогообразующей гласной, увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных;Искажение структуры отдельного слога: сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог; Уподобление слогов (кокосы- абрикосы, Персеверации (били… били… билитекарь- библиотекарь,Антипации: слог заменяет вытесненный слог в слове,Контаминации: смешение элементов слов,Комбинации различных типов искажений в рамках одного и того же слова: недоговаривание слова и сокращение согласного в стечении согласных, Изменение структуры слова до неузнаваемости.

4. Грамматический строй речи – отмечается смешение падежных форм. Так, например, дети часто смешивают окончание винительного, родительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности и неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей («видел стола» по аналогии «видел зайца») Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа. Значение и формы различных падежей усваиваются неравномерно. Длительное время наблюдаются ошибки в употреблении творительного падежа в различных значениях (замена именительным падежом, родительного падежа со значением материала, из которого сделан предмет (тетрадь сделана из бумаги). Кроме смешанных надежных окончаний, отмечаются и атипичные грамматические формы (Стулы. Пальты. В лесе). В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два белки, красная кресла, открыл свою пасть, падеже (Первое сентября дети идут в школу). Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения глаголов. Выявляются нарушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений (Они слушали, мама слушает, и видела, как они слушают).

5. Словарный запас – имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, снижено употребление глаголов, затруднены словообразовательные процессы. Позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества (Словотворчество-появление новых слов в речи ребенка). У детей с задержкой психического развития пассивный словарь значительно преобладает над активным, отсутствуют слова, обозначающие сложные качества и отношения, затягивается функционирование «неологизмов» в речи по сравнению с нормой.

6. Фраза (Предложения) – у таких детей не полностью сформировано умение самостоятельно, с помощью интонации, делить речевой поток на предложения. Их предложения порой состоят из 17—23 слов, и бывает очень трудно определить границы составных частей высказывания.

7. Связная речь – не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им малодоступен творческий пересказ.

С учетом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа. У детей имеется изолированный фонетический дефект. Неправильно произносятся лишь звуки одной группы (ротацизм, ламбдацизм). Нарушения звукопроизношения часто связаны с недоразвитием речевой моторики. К этой группе можно отнести 24,7% детей.

Вторая группа. Дети имеют фонетико-фонематические нарушения. Не произносят звуки из 2—3 фонетических групп, часто заменяют их на сходные по произношению. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. У детей данной группы также отмечаются нарушения письменной речи (чтение, письмо).На письме много ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения. Это 52,6% детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения речи.

Третья группа. Дети с системным недоразвитием речи, при котором страдают все стороны речи (общее недоразвитие речи); имеют место фонетико-фонематические нарушения; нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи; словарный запас ограничен, недифференцирован; примитивна синтаксическая структура предложения; наличествуют аграмматизмы.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Характеристика речевой деятельности детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 13:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Конспект прогулки «Наблюдение за погодой зимой»
Цель прогулки:Расширять представления о явлениях неживой природы, о погодных явлениях в зимний период;учить сравнивать, рассуждать; прививать интерес к...
Пластилинография «Варежки» во второй младшей группе
«Художественно-эстетическое развитие» ( пластилинография. Возрастная группа – вторая младшая ( 3 - 4 года. «Варежки» Тип занятия : интегрированная...
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе
Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,...