МААМ-картинки

Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Любовь Викторова
Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности

"Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности " Викторова Любовь Ивановна

Текст статьи:

Аннотация: В статье рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Ключевые слова: общение, игра, игровое общение, коммуникация

Публикация «Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах

Цель нашего исследования проанализировать особенности общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования : у большинства детей старшего дошкольного возраста сформированность общения в игровой деятельности находится на среднем уровне.

В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие общения в психологической литературе.

2. Изучить понятие и особенности игры в старшем дошкольном возрасте.

3. Выявить особенности общения в процессе игры старших дошкольников.

4. Провести диагностику особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

5. Разработать методические рекомендации по улучшению общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе изучались теоретические основы особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

На втором этапе проводилась диагностика особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

На третьем этапе разрабатывались методические рекомендации по улучшению общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Активные изменения, происходящие в современном образовании, стандартизация дошкольного образование требуют творческого переосмысления работы педагога и деятельности дошкольной образовательной организации. Одной из таких задач является развитие общения детей в процессе игровой деятельности. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по формированию детской речи и, следовательно, процесса общения. Однако и у детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений, часто снижены коммуникативные качества, не достаточен словарный запас. Все это приводит к проблемам формирования общения у дошкольников.

Общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Ведущей формой игры в дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра - это посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.

Игра является одним из ведущих видов деятельности для ребенка дошкольного возраста. Она является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра, в которой происходит воспроизведение детьми взрослого мира.

Знание различных видов игры, их специфики, технологии проведения позволяет использовать все ее функции: воспитательную, развивающую, обучающую, организаторскую, коррекционную, реабилитационную, функцию саморазвития.

Социальным процессом является игра, основная составляющая которой - явления окружающей действительности. Благодаря этому дети, играя, получают социальный опыт, в результате чего они в интересной форме изучают большой круг явлений окружающей действительности. Очень важно определить, какие события окружающего мира приоритетны для детского ознакомления, чтобы те знания, которые получают дети об окружающей действительности, отражались в игре.

Рассматривая особенность игр в дошкольном возрасте, отметим, что у детей игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. С помощью игр у детей происходит и развитие физических способностей : ловкость, внимание, реакция, пластичность, вестибулярный аппарат. Благодаря играм дети получают навыки морального и эстетического поведения в обществе, приобщаются к жизни в обществе, учатся самостоятельности.

Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм. Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания дошкольников : посредством дидактических игр совершенствуются движения дошкольников, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа.

Данное исследование выполнено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 8» г. Агрыз. В исследовании испытуемые – 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 60% девочки и 40% мальчики.

В качестве метода определения уровня и особенностей общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности было применено наблюдение. Как критерии оценивания уровня и особенностей общения детей были взяты уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д. Б. Эльконину. Исходя из уровней, выделенных Д. Б. Элькониным, нами были определены показатели уровней развития общения в процессе игровой деятельности для старшей группы. Они были разделены на 3 уровня – низкий, средний и высокий.

В ходе наблюдения за детьми в игровой деятельности было отмечено следующие особенности.

У 5% детей выявлен высокий уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения и навыки развиты на высоком уровне, эти дети самостоятельно проявляют интерес к общению в процессе игровой деятельности.

У 70% детей выявлен средний уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения и навыки развиты на среднем уровне и проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого.

У 25% детей выявлен низкий уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Их коммуникативные умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.

Уровень детей, общения в процессе игровой деятельности был оценен как высокий, с легкостью играют в игры с разными ролями, а не с одной. Они реализуют целые цепочки игровых диалогов и ролей, связанных с осуществлением многообразных игровых ролей. Дети легко и с удовольствием включаются в парное ролевое общение с другим ребенком, однако они первыми четко обозначают свою роль и предлагают партнёру только дополнительную. Также они первыми обычно начинают игровой ролевой диалог со сверстниками, часто имитируют ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.

Уровень детей развития общения в процессе игровой деятельности был оценен как низкий, способны сами выстроить цепочку связанных осмысленных коммуникативных действий, но в их общении часто преобладают стереотипные наигранные сюжеты, многократное повторение отдельных диалогов с сюжетной игрушкой. Их общение носит скорее пассивный характер.

Исходя из результатов диагностики уровня развития общения в процессе игровой деятельности, можно сделать вывод о том, что у большинства детей (70%) выявлен средний уровень развития общения в процессе игровой деятельности. Однако количество детей с низким уровнем развития общения в процессе игровой деятельности также велико – 25%. Это говорит о том, что общение в процессе игровой деятельности развито на среднем уровне.

Список литературы:

1. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2014. - 144 с.

2. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2014. – 317 с.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2014. - 174 с.

4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М. : Просвещение, 2015. – 195 с.

5. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. - М. : Просвещение, 2013. – 332 с.

6. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 360 с.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ» «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ» Игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных.

Исследование «Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста средствами игровой терапии»Исследование «Снижение уровня агрессивного поведения детей раннего возраста средствами игровой терапии» Актуальность. Ежегодно растет число детей склонных к агрессивным формам поведения. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками.

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований Особенности общения детей младшего дошкольного возраста в свете научных исследований Исследованиями выдающихся отечественных психологов.

Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную деятельность совместно со сверстниками,.

Особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие общения детей в раннем дошкольном возрасте. Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста .

Особенности игровой деятельности детей второй младшей группы Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра является одним из важнейших средств познания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД