Папки-передвижки

Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников

Настя Лаврищева-Загрядских
Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать это стремление, давать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.

То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам.

Публикация «Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников» размещена в разделах

Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование. Оно должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей. [1]

Также как цели дошкольного образования можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. [1]

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.

Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И. И. Винкельман, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер, К. Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л. С. Выгодским, Д. Б. Элькониным, М. Осориной, А. С. Гнездиловым и др. Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. [5]

Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике говорят об актуальности выбранной темы.

Это метод предполагает использование сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. С удивительным педагогическим талантом ведет ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующих от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. [5]

На данном этапе развития психологии и педагогики пришли к мнению, что сказкотерапия - это не только процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Занятия сказкотерапией также направлены на преодоление страхов, барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое.

Сказкотерапия для дошкольников имеет свои определенные цели и задачи:

-Развитие речи ребенка;

-Развитие и формирование творческих способностей;

-Адаптация в коллективе;

-Умение преодолевать трудности;

-Добиваться поставленной цели;

-Расширение знаний об окружающем мире;

-Укрепление взаимосвязи родителей с детьми. [5]

Этот метод предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Исходя из этих рассуждений психологи выделяют следующие Полезные свойства сказкотерапии :

1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.

2. Обучение в игровой форме, без принудительных методов.

3. Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.

4. Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.

5. Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.

6. Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.

7. Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.

8. Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.

9. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее. [2]

Сказками можно также лечить капризы и прихоти ребенка, его лень, неаккуратность, недовольство, нежелание ходить в детский сад или кушать. Прочувствовав сказку, малыш начинает легко корректировать свое поведение и делать соответствующие выводы. Можно сотню раз повторить ребенку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем

По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой метод сказкотерапии, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять. [5]

Какие же сказки подходят для сказкотерапии? Истории, используемые в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребенок – одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно использовать народные сказки, можно и авторские.

Выделяют следующие Виды сказок, применяемых в работе с дошкольниками при сказкотерапии :

Народные сказки – вырабатывают нравственные и эстетические чувства.

Обучающие и развивающие сказки – увеличивают знания об окружающем мире, показывают как вести себя во всяких житейских обстоятельствах.

Диагностические сказки – позволяют оценить характер малыша. Если ребенок предпочитает сказки, где главным героем выступает злой персонаж, стоит задуматься о склонности ребенка к агрессии и жестокости.

Психологические сказки – они позволяют дошкольнику вместе с героем сказки переживать и преодолевать все невзгоды и неудачи, обретая уверенность и надежду на лучшее.

Медиативные сказки – отличаются отсутствием отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций. Этот вид сказок создает позитивный настрой и положительный взгляд на жизнь. Формирует у ребенка оптимизм, спокойствие, жизнелюбие, позволяет снять напряжение и возбуждение. [3]

Также можно сочинить сказку для сказкотерапии. Сюжет должен следовать определенному алгоритму:

Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для более старших ребят – это притчи, легенды, поучительные истории.

И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями, схожими с проблемой ребенка.

Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается, как герои с этим справляются.

Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все преграды.

Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.

Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях, после чего их жизни меняются в лучшую сторону.

Проводить занятия с использованием метода сказкотерапии очень просто. Подходит этот метод для всех возрастных групп. Конечно, же, прежде всего надо выявить тех детей, с которыми необходимо работать. Для этого, рекомендуется использовать специальные методики и метод наблюдения. Затем формируются группы детей. Оптимальное количество детей в каждой группе, 6-8 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, в течение двух месяцев.

В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения». Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.

Предлагаю вашему вниманию сказку для сказкотерапии составленную Педагогом-психологом Гнездиловым А. В. :

Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.

Возраст детей: 2-5 лет.

Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста :

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»

Жила в море маленькая рыбка- Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.

В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала маленькой рыбке Буль-буль:

- Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время!

С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья. [4]

Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапии для детей – интересный и занимательный способ избежать возрастных проблем у ребенка. Попробуйте подобрать золотой ключик к этой сказочной дверце, и она обязательно откроется вам.

Список литературы:

1. Волчков, И. В. Психология для малышей [текст] / И. В. Волчков. - М. : Педагогика- Пресс, 1996.

2. Соколов, Д. В. Сказки и Сказкотерапия [текст] Соколов Д. – М. : Эксмо-Пресс, 2001.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку[текст] И. В. Вачков. - М. ; Ось-89, 2007.

4. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина[текст] А. В. Гнездилов. - Издательство: Речь, 2004.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии[текст] Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб. : "Златоуст", 1998.

Публикации по теме:

Использование проектного метода в экономическом воспитании старших дошкольников Актуальна ли тема: «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста»? Да, эта тема актуальна на современном этапе.

Использование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсадуИспользование игровых технологий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детсаду Использование игровых технологий для социально- коммуникативного развития детей раннего возраста в период адаптации к детскому садику. Основным.

Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике.Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в детском саду. И представляю вашему вниманию опыт своей работы на тему: «Использование.

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном.

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников Цель проектов:Достижение качества образования воспитанников на основе духовно- нравственного воспитания и развития ценностно- смысловой.

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Подготовила Худоногова А. В. Воспитатель МКДОУ №6 «Аленький цветочек» Использование метода проектов в развитии познавательной.

Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Семинар на тему: «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы). Дудырева Н. В., воспитатель ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района Санкт- Петербурга ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ «Использование метода проектов.

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие  речевому  развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,  развитие образного строя и навыков связной речи через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 15:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД