Шефер Екатерина Викторовна
Изучение и анализ деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представлены результаты исследовательской работы, цель которой было создание благополучной среды дошкольного образовательного учреждения и методических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников среднего возраста посредством сюжетно-ролевых игр в ходе реализации программы деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Публикация «Изучение и анализ деятельности педагога по социально-коммуникативному развитию ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ГБДОУ № 8» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 воспитателя, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 46 воспитанников средних групп детского сада в возрасте 4 – 5 лет.
С целью определения у детей 4-х – 5-ти лет в начале и в конце исследовательской работы уровня социально-коммуникативного развития по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе» были использованы методики «Неоконченные ситуации» и «Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)
Задачи исследовательской работы:
– изучение тематической литературы (экспериментальной и методической) по данной теме;
– проведение первичной диагностики связанной с определением уровня социально-коммуникативного развития детей средней группы по параметру «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе»;
– разработка и реализация программы деятельности социального педагога по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр;
– проведение повторной диагностики детей средней группы уровня социально-коммуникативного развития по критерию : «Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе»;
– подведение итогов исследовательской работы, формулировка выводов.
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, почти для половины детей среднего дошкольного возраста характерен низкий уровень социально-коммуникативного развития, выражающийся в степени принятия и осознания детьми нравственных норм, – 40% и 47% и проявления отрицательных форм поведения – 53% и 54% для контрольной и экспериментальной групп соответственно.
Повышению уровня социально-коммуникативного развития, степени принятия и осознания детьми нравственных норм, проявления положительных форм поведения может способствовать реализация специальной программы по социально-коммуникативного развитию дошкольников среднего возраста посредством создания благополучной среды и методических условий при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на интересы ребенка.
Такая программа может включать в себя коррекционные и развивающие занятия, игровые приемы и упражнения, элементы психогимнастики, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними, что позволяет обеспечивать развитие социально-коммуникативной компетентности детей в игровой деятельности. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, воспитатели и родители.
Анализ полученных результатов показал, что по принятие и осознание социальных норм поведения и усвоение социальных форм поведения в обществе для большей части детей экспериментальной группы «Б» стала включать не только принятие, а так же понимание нравственных норм. У детей стали чаще проявляться положительные формы социального поведения. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности реализации программы деятельности социального педагога, способствующей социально-коммуникативному развитию дошкольников среднего возраста посредством создания благополучной среды и методических условий при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на интересы ребенка.