Папки-передвижки

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Марина Гапон
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит!

Что делать? Как же все исправить?

Публикация «Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Всех адаптация переживать заставит!

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. Это период великих перемен. Происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться, постоянный контакт со сверстниками, четкий режим дня. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к нервным и эмоциональным расстройствам (капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням). Но процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей.

В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к детскому садику становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей, родителей и педагогов. Поэтому своевременно начатое и правильно осуществляемое взаимодействие воспитателя и родителей является важным условием их полноценного развития. И педагоги, и родители должны понимать, насколько важен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Адаптация это приспособление или привыкание организма к различным условиям.

Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряженное состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него гнев, страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание «тоска по дому» - так называли адаптацию в прошлом, это состояние впервые было описано в 1848 году.

Период адаптации, в основном зависит от того, как родители смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – это важное и сложное событие в жизни ребёнка. Они переживают, волнуются за него, но не понимают, насколько серьёзным испытанием, и какие серьёзные последствия адаптационный период может иметь для детей. Родители приводят ребенка в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и большого количества детей, в незнакомой обстановке.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении ребенок чувствует - любопытство и страх. Первые дни в детском саду самые тяжелые для ребенка, ведь вся его жизнь меняется кардинальным образом. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у детей защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

- Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад.

Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В этом этапе необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.

- Основной (на этом этапе в работу включается педагог)

Главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя.

- Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Характер адаптации зависит от: возраста, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение; состояния здоровья и уровня развития ребенка (ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.); индивидуальных особенностей; сформированность игровой деятельности; опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками и многих других факторов.

Все эти факторы нужно знать, чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка.

Различают три степени адаптации:

• легкая адаптация

средняя адаптация

• тяжелая адаптация

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится 10—15 дней. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При средней тяжести адаптации эмоциональное состояние ребёнка нормализуется в течение месяца. Заболеваемость длится не более 10 дней и завершается без осложнений, вес несколько снизился. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к детям безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится от 2 до 6 месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может отказываться от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (хныканье, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Особенности поведения детей в период адаптации.

При поступлении в детский сад ребенок имеет свой индивидуальный опыт поведения и общения, привычки, умения и навыки. Воспитателю необходимо знать возрастные особенности малыша и индивидуальные особенности детей младшего возраста.

При поступлении в детский сад дети ведут себя по-разному. Многие дети уверенно приходят в группу, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения ребенок решает сам взять игрушку. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

В этом случае можно использовать алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад, предложенный И. В. Лапиной:

1-й шаг – приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2-ой шаг – приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3-ий шаг – ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;

5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6-ой шаг – ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок, приходя в детский сад, должен знать, что его здесь всегда ждут, крепко любят, понимают; хочет чувствовать себя уверенным, защищённым. Основная задача воспитателя - заслужить доверие ребёнка. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении:

- Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

- Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

- Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).

Такие дети глубоко переживают расставание с родными и близкими, т. к. не имеют опыта общения с посторонними людьми и не готовы вступать с ними в контакт. (Чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка в детском саду).

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т. д.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

- I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

- II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

- III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Если общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка организовано не правильно, то привыкание ребенка не только задержится, но и осложнится. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.

К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Поэтому воспитатель должен выбрать соответствующие средства общения:

- на первом этапе - улыбка, ласка, внимание, мимика и т. д. ;

- на втором этапе - показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей.

Итак, успешная адаптация - это залог физического и психологического благополучия ребенка. Именно воспитатели и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. При этом особое внимание уделяют согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду.

Публикации по теме:

Три аспекта адаптации детей раннего возраста к детскому саду Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Цикл занятий по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Занятия по адаптации детей ясельной группы к детскому саду Ребенок-малыш впервые переступил порог детского сада. Такой переход малыша в.

Консультация для воспитателей на тему «Акватерапия как средство адаптации к детскому саду». Группа раннего возраста МАДОУ детский сад №15 «Сказка» Составила: Логинова О. М. Благовещенск "Акватерапия как средство адаптации к детскому саду" В работе воспитателя.

Организация адаптации к детскому саду группы раннего возраста от 1 до 3 лет Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Поступление в детский сад связано для малыша с сильными стрессовыми переживаниями,.

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду .

Памятка для родителей при адаптации детей к детскому саду СОВЕТЫ ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ: 1. Не стоит растягивать прощание. Лучше всего быстро прощаться, указывая на то, что вы скоро опять.

Рекомендации для родителей по адаптации детей младшей группы к детскому саду Детский сад – Не хочу в детский сад! – Плачет громко Вова. – Не хочу в детский сад! – Плачет громко снова. – Не хочу в детский сад! – Громко.

Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении.

Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 18:17
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД