Папки-передвижки

Консультация «Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении»

Надежда Дятел
Консультация «Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении»

Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении.

Введение

«Великая цель образования-

Не только знания, но и прежде всего действия»

Н. Г. Мирон

Актуальность:

Здоровья детей –актуальная тема для разговора на все времена. С каждым годом увеличивается количество детей в детском саду с различными нарушениями развития: речи, психики (дети -инвалиды, дети с ЗПР, ОНР и др.) , которые нуждаются в специальной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребенку т. е. привлечь к работе психолога-педагога, дефектолога. Вся нагрузка ложится на педагогов дошкольного учреждения : прежде всего на воспитателей, муз/руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда.

Публикация «Консультация „Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Вторая проблема-речевые нарушения, которые негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.

Поэтому вопрос об инклюзивном образовании в ДОУ является актуальным т. к. оно дает ребенку шанс стать частью общества, развить таланты и социализироваться.

Главная задача по ФГОС ДО- сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможности здоровья.

Цель: Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально адаптироваться и самореализоваться в обществе.

Задачи:

1. Повысить уровень психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональных сферах.

2. Успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и обществе сверстников.

Поэтому, я считаю, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является коррекционно-развивающая работа и введение в практику здоровьесберегающей и игровой технологии-кинезиология.

Применение систем упражнений с нейрокоррекционным воздействием о которых сегодня поделюсь своим личным опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.

Выбор данной технологии обоснован тем, что:

1) Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения;

2) Новый подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общении и в речевом развитии;

3) Предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, память, мышление, речь и др.) и эмоционально-волевую сферу ребенка через движения.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказано наукой и практикой. Многие исследователи (Лурия А. Р., А. В. Семенович) указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Свое знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2017 г., работая в средней логопедической группе с детьми ОВЗ. Изучала новую информацию путем самообразования: книги, просматривала обучающее видео, тесное сотрудничество с преподавателем психологии СВФУ-Макаровой А. П, со старшим воспитателем ДОУ-Дмитриевой Н. А. с целью повышение своих профессиональных навыков в работе с детьми.

Работая воспитателем в старшей логопедической группе, а также с детьми-инвалидами решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Но перед этим провела мониторинг по всем направлениям развития на начало учебного года, опираясь на целевые ориентиры данного возраста:

1. Проявляет ли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности/игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др;

2. Активно ли взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует ли в совместных играх;

3. Достаточно ли владеет речью, может выражать свои мысли и желания;

4. Развита ли крупная и мелкая моторика, подвижен, вынослив;

5. Проявляет ли любознательность, познавательную мотивацию, развитие воображаемой и творческой активности;

Исходя из результатов данного мониторинга подобрала систему игр и упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

Кинезиологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза которые приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становиться сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

1. Глазодвигательные -позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятия и улучшить глазные мыщцы;

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Хотелось бы привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарование детей-на кончиках их пальцев»- и цитату философа И. Канта: «Рука-это вышедший наружу мозг человека». Неврологами и психологами давно доказана взаимосвязь развития речи и развития тонкой моторики рук. Эти упражнения развивают мозолистое тело головного мозга (отвечает за координацию работы мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

«Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование»-упражнение «дождик»/наклонные линии/, «заборчик»/вертикальные линиии/, ребенок одновременно рисует правой/левой рукой. Также сюда входит : подготовка ребенка к письму/штриховка, закрашивание, обведение контуров, рисование орнаментов, выполнение графических диктантов/

3. Телесные/ «Перекрестные шаги, приседания, марширование, «Колено-локоть», «Мельница», «Паровозик», «параллельные»-способствуют развитию координации и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации; «Ухо-нос»- улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности в деятельности.

4. Дыхательные: «Дышим носом», «Свеча», «Ныряльщик»-улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

5. Растяжки: «Снеговик», «Сорви яблоко»-нормализуют гипертонус/мышечное напряжение/и гипотонус/мышечная вялость/.

6. Упражнения на релаксацию: «Дирижер», «Тряпичная кукла и солдат», «Путешествие на облаке»-способствуют расслаблению и снятие напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

1. Ежедневно утром, перед занятием отводить время на выполнение упражнений с последующим усложнением, без пропусков;

2 От детей требуется точное выполнение движений и приемов, упражнения проводятся стоя или сидя. Все упражнения проводятся по специально разработанному комплексу;

3. Поддерживать взаимосвязь с учителем-логопедом, тьютором, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, муз/руководителем, которые также применяют с детьми эти упражнения.

4. Вовлечение родителей (выполнение упражнений с ребенком дома, а также для родителей, провела мастер-класс по теме : Использование в практике с детьми ОВЗ нейропсихологических приемов с приглашением преподавателя психолога СФВУ Макарова А. П.

После проведения в течение года цикла упражнений по кинезиологии, провели контрольный срез. Были те же ориентиры, задания, что и вначале проведения мониторинга. В результате среза выявили следующий уровень знаний детей:

Знания, умения и навыки по сравнению с результатами в начале года стали более полными-70%;

Дети стали более активно включаться в разные виды деятельности-90%;

Лучше воспринимать и удерживать информацию/словесную инструкцию/-60%;

Качество двигательных навыков значительно возросло/умение прыгать на скакалке, подбрасывать и ловить мяч/-70%;

На занятиях по ФЭМП начали соблюдать алгоритм последовательных действий, понимать словесную инструкцию, свободно ориентироваться в графическом диктанте, появилась познавательная мотивация-60%;

Уровень коммуникативных навыков и речевая деятельность, работоспособность повысилась-70%;

Улучшилась память (стихи, пересказ, также для лучшего запоминания материала использую мнемотаблицы-60%;

По художественно-эстетическому развитию детям удается доводить начатое дело, работу до конца-70%;

Снизилась утомляемость и повысилась работоспособность, дети успешнее стали находить свое место в окружающем социуме.

С помощью всей команды ДОУ/воспитатели, учитель-логопед, преподаватель музыки, инструктор по физ/культуре, психолог-педагог- наши воспитанники участвовали наравне с другими детьми в различных конкурсах и добились высоких результатов.

Городской конкурс «Лучший чтец»-Грамота 3 место-Архипова Кира; Диплом 1 место-Ван Тин Софья в номинации «Мое любимое стихотворение», «Муза поэта»-Диплом 1 место; в окружном конкурсе исследовательских проектов «Я исследователь»-Диплом 2 место-Волков Федя, Семенова Альмира; и др. А также 2-е детей были сняты с инвалидности по решению комиссии.

Вывод:

Таким образом, анализируя результаты проведенной работы с детьми ОВЗ видим, что регулярное выполнение кинезиологических игр и упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации полушарий, оказывает влияние на коррекцию обучения, на развитие памяти, речи, интеллекта, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, улучшает состояния физического здоровья и социальной адаптации.

Рекомендации:

1. Внедрять и использовать кинезиологические упражнения как оздоровительную форму, в умственном, физическом, эмоциональном оздоровлении дошкольников.

2. Использовать разработанный цикл упражнений с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении.

3. Родителям: с младшего возраста регулярно выполнять цикл кинезиологических игр и упражнений дома.

Список литературы

1) Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М. :, 2004.

2) Деннисон П., Г. Деннисон. Программа «Гимнастика ума», Пер. С. М. Мастутовой, Москва, 1997.

3) В. Любимова «Кинезиология» Второй уровень познания тела» Невский проспект, Санкт-Петербург, 2005.

4) Сиротюк А. Л. Коррекционное развитие интеллекта дошкольников.

-М. : ТЦ «Сфера», 2001.

5) Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое психоофизиологическое сопровождение обучения. «Сфера», М. : 2003.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 04:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД