Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте

Марина Серебренникова
Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте

Статья на тему: «Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте».

Автор: Серебренникова Марина Дмитриевна

учитель начальных классов

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества [1].

Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя: внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатию, умение слушать других [2].

Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

2. Понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);

3. Понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);

4. Понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).

Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.

Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:

1. Целенаправленность.

раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;

предупреждение интолерантности;

организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;

формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;

развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;

развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;

вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;

уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;

конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

ненасильственно выражать свои чувства и переживания;

строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;

выслушать и понять другого.

2. Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы.

3. Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.

4. Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.

5. Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.

6. Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники. Происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику – прямая связь, от воспитанника к воспитателю – обратная связь (субъект – субъектные отношения) [3].

Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка [4].

В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам. Именно в этом возрасте ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети младшего школьного возраста находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети младшего школьного возраста учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок младшего школьного возраста участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества [2].

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию [3].

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М. М. Бахтин, к пониманию через мышление – В. Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Таким образом, можно выделить следующие особенности процесса воспитания толерантности младшего школьника: целенаправленность, многофакторность, сложность, длительность, непрерывность, двусторонний характер. Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.

Литература

1. Пчелинцева, И. Толерантность и школьник. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1990. - 921 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – С. 528.

4. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 12-16.

Публикации по теме:

Библиография на тему «Организация самостоятельной деятельности по художественному ручному труду в младшем возрасте» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным бытом в младшем возрасте «Знакомство с колыбелью» Воспитатель Попович Т. А. «Знакомство с колыбелью» Цель: Приобщать детей к народным традициям. Развивать эмоциональный отклик на произведения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшем дошкольном возрасте. «Путешествия в мастерскую художника» Занятия по ознакомлению с окружающим с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: “Путешествия в мастерскую художника”. Цель: Закрепить.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Использование здоровьесберегающей технологии «бодрящая гимнастика» в младшем дошкольном возрасте Сегодня я хочу вам презентацию на тему «Использование здоровье сберегающей технологии бодрящая гимнастика». Использование здоровьесберегающей.

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте «Волшебные листья» Тема проекта: «Волшебные листья».Цель:показать, что листья разные по величине, цвету, форме, тонкие, шуршат, что листья можно использовать.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Тысяча солнышек» Дети входят в зал под музыку. Ведущий: Кто мне может дать ответ: Летом греет, в стужу нет Что за яркий рыжий шар, Вспыхнул в небе как.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 22:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Лесные прогулки» Фоторепортаж.
Фоторепортаж "Лесные прогулки" Отпуск подходит к концу, так жаль! Но у меня есть замечательные воспоминания о лесных прогулках! Летом лес выгладить...
Консультация для родителей. «Развитие словесно — логической памяти у детей 5–7 лет»
Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет Цель: формирование педагогической компетенции родителей. Описание: материал для родителей детей...
План тематического дня во второй группе раннего возраста «На цветочной полянке»
План тематического дня во второй группе раннего возраста "На цветочной полянке", Лариса Вострых МДОБУ «Детский сад № 1 «Теремок", г. Дальнегорск В августе в...
Проект «Белый медведь»
В проекте «Белый медведь – хозяин Арктики» участвовали дети и воспитатели второй младшей группы «Умники» МАДОУ «ЦРР - детского сада № 215 «Капельки солнца»....
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019...
Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год ( 2 часть продолжение) Планируемые результаты освоения...