Опыт работы «Отношения: семья и детский сад»

Олейник Елена Николаевна
Опыт работы «Отношения: семья и детский сад»

МБОУ «СОШ» пгт. Войвож

Статья на тему:

«Отношения: семья и детский сад».

Выполнила: воспитатель

Старшей группы Олейник Е. Н.

Войвож, 2020 г

Отношения: семья и детский сад.

«От того. Как прошло детство, кто вел ребенка в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-

от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2012 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьей по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно- аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования

«Сотрудничество семьи и детского сада» Получив реальную картину. На основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем.Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители- лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно- образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса,привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения,я сформулировала свои:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детскогосада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями: - занятия, совместная деятельность с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения; Дни добрых дел, Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно - развивающей среды; утренние приветствия; работа с родительским комитетом группы; беседы с детьми и родителями; тренинги; семинары – практикумы; родительские гостиные;

- телефон Доверия; почта «Вопросы – пожелания»; «Школа молодой матери».

В результате повысился уровень воспитательно - образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Наглядно –информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки – передвижки «Здоровейка», «По совету всему свету»,

- семейные и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «воспитание со всех сторон».

- библиотека – передвижка,

- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы друзья природы», «В кругу семьи»,

- фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»,

- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья- здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

-эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

- копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной.

Для того чтобы она была действенной,помогала мне активизировать родителей я использую рубрику: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носик – курносики», «Вырастай – ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донеси до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными. Ведь в результате их проведения формируется положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

В результате дети к подготовительной группе научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создавалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Разрабатываемый план мероприятий помогает привлечь родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, изготовлении костюмов, атрибутов. Родители участвуют в музыкально –спортивных праздниках:

- «Мама, папа я – спортивная семья», «Наши папы смелые, ловкие, умелые», в театрализованных встречах «В мире прекрасного»;

- ярмарках, выставках, праздниках «День матери», «А ну – ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»;

- развлечениях «Семейные посиделки», «День смеха», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересными людьми).

- спортивных досугах «Семья – здоровый образ жизни», «День

взросления»,

- вернисаж «Наши дочки и сыночки»,

- совместных проектах «Моя родословная»,

- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей»,

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,

- совместных походах «В мир прекрасного»,

- фотовыставках: «Милая мама моя», - выставка рисунков «Самый лучший папа», «Моя дружная семья», «Семья – здоровый образ жизни».

Родители активные участники групповых инновационных проектов:

«Фантастический город», «Улицы моего города», «Любимые места моего города», «Огородное чудо», «В мире сказок», «Азбуку дорожную знать каждому положено», «Зеленая планета глазами детей», «Новогодняя игрушка». Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Проводимая работа позволяет повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в вопросах детско – родительских отношений. У родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Воспитание и развитие ребенка, невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работыдало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого – педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы

• Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

• Аралова М. А.Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006.

• Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

• Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия.- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.

• Журналы «Справочник старшего воспитателя 2 полугодие 2014г

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Семья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAMСемья и детский сад едины. Из опыта работы на сайте МAAM Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Думаю, что все согласятся со мной - работа с семьями воспитанников была и остаётся одной.

Опыт работы в дистанционном формате «Занимательный детский сад» ДИСТАНЦИОННЫЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» в ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОМ В период самоизоляции педагогам ДОУ в целях обеспечения психолого-педагогической.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Опыт работы «Отношения: семья и детский сад»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 22:06
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

10 апреля. День диктанта на МААМ

Диктанты устраиваются как для школьников, так и для дошколят. Только для учеников они буквенные, а для воспитанников детсада – графические. Очередной тематический день на МААМ посвящается и тому, и...

Создание с детьми раннего возраста стенгазеты «Звездное небо»
Цель: Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционным способом рисования Задачи: Образовательные:...
Самостоятельная игровая деятельность детей средней группы
Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство – короткий,...
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» своими руками
Для изготовления сюжетно-ролевой игры "Аптека" я использовала: ДСП 3 листа, размеры определяются каждым индивидуально, я делала 70*70 см основной и дверки...