Папки-передвижки

Статья «Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

Людмила Ставцева
Статья «Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный и многогранный процесс продолжается всю жизнь. Одной из основных задач стандарта дошкольного образования является сегодня сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала. Первый институт социализации в жизни ребенка это естественно семья. Именно здесь, в общении с роднымиребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Там он приобретает первый опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интелект.

Публикация «Статья „Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками“» размещена в разделах

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека, коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения- легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа, бабушка, но и сверстники. И второй институт социализации – это конечно жедетский сад, как первая ступень в образовании. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представление о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы и правила чем в близком окружении.

Основная функция детского сада, оказывать педагогическую помощь и поддержку в социализации детей. Группа детского сада-первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Находясь в детском саду, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди всех детей группы он находит себе товарищей со схожими интересами.

По мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают "маленькие пакости". Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Значение взаимоотношений с окружающимиогромно, и их нарушение - один из показателей отклонений в развитии.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается другими людьми из-за неумения организации общения, становится не интересным окружающим, чувствует себя уязвимым и отвергнутым. Это может привезти к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контакте, замкнутости. Необходимо помочь наладить взаимоотношения со сверстниками, чтобы этот факт не стал тормозом в развитии личности.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его социальном развитии - расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

Общение – это очень важная составляющая жизни ребенка, и от этого зависит его успешность в процессе взросления. Только общаясь со сверстниками, ребенок может стать, действительно равным партнером в общении. Сверстники выступают объектом сравнения с собой, эта та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем студенческом и производственном коллективе. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных правил и норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками используют самые непредсказуемые и неожиданные звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, квакают и гавкают, придумывают разные небылицы. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмыслица нарушает не только покой, но и конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит им это для чего-то нужно.

Очень важно, что другие дети быстро подхватывают инициативу уребенка, умножают ее и возвращают. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормативные образы поведения, то сверстники создают условия для индивидуальных, ненормативных, свободных проявлений.

Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Нередко ребенок растет в семье изалированным от сверстников : родители опасаются отрицательных влияний, шума, беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети таких семей сторонятся ребят в детском саду. Намного проще тем, из них, кто получил опыт общения со сверстниками еще в семье. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, это должно насторожить вас. Скорее всего у вашего ребенка просто нет друзей. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. Чтобы ребенок стал более раскрепощенный в общении его можно записать в какую-нибудь секцию. Таким образом ребенок будет заниматься любимым делом и при этом общаться со сверстниками

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и показывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности.

Психическая помощь взрослых и родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более, что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения сверстников в дошкольном возрасте.

Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие развития его личности и раскрытия его внутренних богатств. Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на равных.

Рекомендации для родителей и взрослых:

- формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям

- привлекайте детей к эмоциональным состояниям друг друга

- поощряйте проявления сочувствия, сопереживания к другому ребенку.

Любите своих детей!

Публикации по теме:

«Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения». Формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой форме обучения. Опыт работы воспитателя Соколовой.

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Развитие взаимоотношений детей и родителей, посредством совместной деятельностиРазвитие взаимоотношений детей и родителей, посредством совместной деятельности Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги» Методическая разработка.

Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх. Из опыта работы. Данный педагогический опыт построен на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного.

Конспект занятия по приобщению детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Цель: формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему,.

Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.

Планирование по воспитанию дружеских взаимоотношений детей посредством детской художественной литературы. Сказка В. Г. Сутеева «Петух и краски» Образовательные области Организованная образовательная деятельность Цель деятельности Работа с родителями.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Н. А. Долгих воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 126 «Дружные ребята» В федеральных государственных образовательных.

Статья по теме Приобщение детей с ОВЗ (нарушение речи) к нравственно-патриотическому воспитанию «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХI.

Статья — приобщение дошкольников к культуре казачества через духовно — нравственное воспитание Синько Юлия Юрьевна, воспитатель, МОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» Приобщение дошкольников к культуре казачества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 11:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД