Папки-передвижки

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Елена Плейко
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №29

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Развитие нравственных качеств

у детей дошкольного возраста».

Составила и провела:

Воспитатель

Плейко Елена Владимировна

2018

Санкт-Петербург

Публикация «Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С малых лет в нас воспитываются разные положительные качества. В настоящее время программа дошкольных учреждений направлена, в частности, на образование в сфере точных наук и техник. Безусловно, это важно, но культуре и формированию личности, также должно уделяться достаточно времени. Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях дается, в основном, в свободное от образовательной деятельности время и посредством прочтения литературы, соответствующей возрасту. По идее, вся деятельность в детских садах должна преподноситься в игровой форме, а образовательный процесс должен быть наглядным и понятным для восприятия. Однако бывают случаи халатности преподавателей: невнимательность по отношению к детям (к их поведению, поступкам, общению, организованному детскому досугу предпочитают свободную форму (то есть неконтролируемый досуг, дети занимаются, чем хотят, прогулке предпочитается времяпрепровождение в помещении. Также с детьми работают педагоги-организаторы и педагоги физического воспитания, но их деятельность направлена скорее на развитие определенных навыков (спортивных – у физ. инструкторов, музыкальных – у муз. преподавателей).

В терминологии нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Исследования и практика доктора педагогических наук Шалвы Амонашвили были нацелены на гуманное воспитание детей, на их внутренний мир. Он верил, что такой подход поможет понять детей и воспитать в них личность.

Также исследовал проблему нравственного воспитания В. А. Сухомлинский. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» совесть предстает как наиболее актуальная проблема, решающая задачи нравственного воспитания. Он считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодежи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают. Воспитание совести – одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Опираясь на это положение, Сухомлинский создал систему дидактических правил, в которых главным наставлением является: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».

Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Перед педагогом и родителями стоит задача быть гуманными и внимательными по отношению к ребенку. Показывать любовь и понимание. Нравственное воспитание невозможно без участия обеих сторон, фигурирующих в жизни ребенка (педагог и родители). Необходимо избежать проблемы колебания между двумя авторитетами. Они должны работать вместе, чтобы ребенок полноценно развивался.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.

Пути формирования нравственных качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.

К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме - это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т. д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.

В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.

В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т. е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.

Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку - «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия, «мое» расширяются до понимания «мы», «наше».

Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин.

Развитие нравственных качеств у ребенка и приобщение к нравственному образованию его родителей.

Задачи:

1. Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным.

2. Создание условий для реализации творческого потенциала.

3. Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре.

4. Формировать культурные ценности.

Задачи Формы Содержание Методы Средства

Воспитание доброты, помощи ближнему, состраданию, любви к животным. Информационно-просветительская направленность.

Стимулирование СК активности.

(Экскурсия, небольшая помощь в уходе

за животными) Экскурсия

в приют для бездомных животных. Формирование общественного сознания. Сотрудники приюта, животные, педагог, корм

и средства для ухода

за животными.

Создание условий для реализации творческого потенциала. Художественно-зрелищная направленность. Инсценировка сказки детьми. Вовлечение

в СКД. Аудитория, актеры, сценическая площадка, костюмы, аудиотехника.

Формирование соревновательного духа, ответственности, обучение командной игре. Игровая направленность. Организация спортивных соревнований. Вовлечение

в СКД.

Стимулирование социально-культурной активности. Спортивная площадка, инвентарь, судьи, тренеры, призы.

Формирование культурных ценностей. Художественно-зрелищная направленность. Совместный поход

с родителями

в театр. Вовлечение

в СКД. Театральная площадка, актеры, аудитория, технические

и наглядные средства.

Список литературы.

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, БГУ, 1990 г.

2. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. – М., 2000.

3. Драенко О. П. Формирование нравственных качеств личности дошкольника. – Омск, 2014.

4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990.

5. Электронный источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность

6. Электронный источник: https://www.razumniki.ru/shalva_am

Публикации по теме:

Формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Ц е л ь – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Для достижения.

Значение народной культуры в формировании духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Я считаю, что основной задачей духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Презентация «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста средствами детского фольклора» «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Конспект НОД «Нехочуха» по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать уважительное отношение к домашнему труду взрослых и его результатам, вызвать желание помогать. Задачи: - Воспитывать отрицательное.

Консультация для родителей «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье» Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье». Актуальной задачей.

Консультация «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире» Воспитатель: Коробкова Т. В. Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире Размышления.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 мая 2018 в 13:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД