Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Тюрина Юлия Александровна
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Практика показывает, что не успешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной активностью. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у многих детей интереса, усилия мысли. Но в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется умение добывать знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому интерес к самостоятельному поиску знаний необходимо сформировать еще в дошкольном возрасте.

Процесс познания – процесс творческий, и главная задача это поддерживать и развить в ребенке интерес к исследованиям и новым открытиям. Именно исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Детское экспериментирование - это активная деятельность, где дети становятся субъектами, т. е. «активными делателями»: носителями предметно-практической деятельности и познания.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

В ходе решения познавательно-практических задач у детей активизируются мыслительные процессы (операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, идет обогащение памяти, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний и к проверке имеющихся.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

I.Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. В этом случае ребенок в ходе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

II.Второй вид ориентировочно–исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь».

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Слайд 2. План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Осуществление познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование. Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.

Развитие познавательной активности у детей через проведение экологической акцииРазвитие познавательной активности у детей через проведение экологической акции 1 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год стал годом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 20:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Использование спортивных тренажеров на занятиях физкультурой в ДОУ
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и...
Фотоотчёт о выставке поделок «Путешествие в Новый год»
Вот и наступила долгожданная волшебница зима. Принесла с собой морозы, вьюги и метели. А еще самый удивительный, волшебный и сказочный праздник Новый...
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы
Сценарий новогоднего развлечения «Прощание с елочкой» для подготовительной группы. Вед: Нам праздник чудесный зима принесла, Зелёная ёлка к ребятам...