Папки-передвижки

Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц (2 фото)

Татьяна Гаговкина
Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы

«Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.»

(Ф. А. Сохин)

Публикация «Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц» размещена в разделах

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требуют системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно выражать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в составлении высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие дети, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности активного словаря.

Умение пересказывать текст демонстрирует уровень развития связной речи, и указывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказы текстов часто вызывают затруднения.

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. Оно помогает детям решать задания мысленно, благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов.

Одним из факторов, облегчающих составление пересказов рассказов, является схемы, модели, мнемотаблицы.

Мнемотехника – это комплекс различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.

Мнемотаблица – это графическое изображение персонажей рассказа, сказки, явлений.

На значимость моделирования плана высказывания, указывал известный психолог Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.

Схемы, пиктограммы я использую на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию речи. На каждую тематическую неделю я нахожу небольшой рассказ или сказку, рисую или нахожу готовые к ним пиктограммы, а потом дети после прослушивания и обсуждения пересказывают их, опираясь на наглядность. Это развивает не только связную речь, но и зрительную память, внимание, мышление, воображение.

Очень помогает детям освоить навык пересказа и участие родителей в его формировании. Для этого я знакомлю родителей с использованием метода мнемотехники и предлагаю им, например, зарисовывать схематично рассказ или сказку в рамках погружения в определенную, близкую детям тему. А ребенок по этой схеме пересказывает родителям этот рассказ или сказку, приносит план- схему в группу и пересказывает по ней рассказ или сказку детям или взрослым.

Вот примеры некоторых схем – планов.

Валентин Катаев "Грибы"

Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц

Так, например, при изучении темы «Домашние птицы» дети пересказывали сказку «Бобовое зернышко», опираясь на схему.

Ребята составляли описательный рассказ о животных по схеме - плану, последовательность могли менять сами

Фото №1 Сохин Публикация Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц размещена в разделах Заикание ТНР

Эффективность работы по развитию речи с помощью мнемотаблиц очень высока :

- дети стали более самостоятельными при пересказе,

-развились коммуникативные навыки,

- развилась связная речь,

- обогатился словарь,

- познавательные процессы получили развитие,

- повысился познавательный интерес,

- появилась уверенность в себе,

- родители принимали активное участие в жизни и развитии своего ребенка.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц
Опубликовано: 14 октября 2020 в 20:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаговкина (УИ 1111018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД