Марина Боровская
Статья «Реализация инновационных подходов в становлении творческой личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема
развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий с детьми,
разрабатывая условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей.
Возможности музыки велики и необходимо, как можно полнее,
Публикация «Статья „Реализация инновационных подходов в становлении творческой личности ребёнка“» размещена в разделах
использовать воспитательные, познавательные и развивающие функции музыкального искусства в целях формирования творческой личности.
Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудится»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство естественной, необходимой частью жизни? Эстетическое воспитание решает эти вопросы посредством музыки.
Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям дошкольного возраста. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребенок видит собственную значимость.
Эффективное формирование творческих качеств личности проходит в различных видах художественной деятельности,
Используя для этого все резервы педагогического воздействия,
современные формы занятий с детьми, разрабатывая условия
для управления музыкально-эстетическим развитием детей.
Опыт работы в данном направлении позволил нам выйти на разработку модели руководства творческой деятельности детей. Раскроем коротко основные компоненты модели.
На основании исследований Ветлугиной Н. А. главный акцент сделан на:
Создание условий, которые включают:
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
*Предметно-развивающая среда
для реализации и самореализации
творческого потенциала детей, а
именно:
- создание центров театра и музыки
(различные виды наглядности, схе-
мы, модели, музыкальные инстру-
менты, музыкально-дидактические
игры.
-создание центра искусства.
* Создание благоприятной атмосферы:
-выработка и реализация стратегии
взаимодействия с детьми на основе
личностно-ориентированных подход.
-проведение нетрадиционных форм
работы с детьми: традиции: недели доброты, здоровья, семейные праздники, тематические развлечения, фестивали и т. д.
СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
1)Проведение педагогической диагностики, направленной на :
-изучение художественных интересов детей, их избирательность, устойчивость;
-изучение способов творческих действий;
-изучение качества детской продукции (см. приложение) Разработан инструментарий (см. Протокол №1,2,3)
2) Руководство творческой деятельностью детей ; которое включает в себя решение следующих задач:
- побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности;
-применять опыт ребенка;
-способствовать включению детей в контакт со сверстниками;
-максимально использовать все средства муз. воспитания детей.
Остановимся на технологии проведения педагогической диагностики.
Для проведения педагогической диагностики по определению уровня проявления художественно-творческой деятельности детей мы используем три группы показателей:
1 группа. Показатели, характеризующие отношения детей к творчеству. Их интересы и способности.
* искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
* Увлеченность деятельностью, качество, способствующие активизации волевых усилий, при достижении творческой цели.
*изменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствия своими результатами;
*возникновение потребности, интересов к творчеству, в связи с различными видами художественной практики;
* развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;
*способность «вхождения» изображаемые обстоятельства, в условной ситуации;
* специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задания;
2групппа. Показатели качества способов творческих действий.
*Дополнение, изменение, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новых комбинаций из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
* Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания,
*Нахождения новых приемов решения, когда старых уже не достаточно. Самостоятельность и инициатива в применении их.
* Быстрота реакции, находчивость в действии, хорошая ориентировка в новых условиях.
* Подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;
* нахождение своих оригинальных решений творческих заданий.
3 группа. Показатели качества продукции детского художественного творчества.
*нахождение адекватных (соответствующих) выразительно-изобразительных средств. Средств для воплощения доступных и различных художественных образов в рисунке, игре-драматизации, рассказе и т. д.
*индивидуальный «подчерк» детской продукции своеобразие, манеры исполнения и характер выражения своего отношения;
* соответствие детской продукции элементарно художественным требованиям
К выбору критериев в каждой группе показателей мы относимся творчески, например, из семи критериев первой группы нами выбраны 3., т. к. именно эти критерии более точно определяют уровень развития творческой деятельности у детей. По аналогии происходит выбор критериев и других групп показателей. Рассмотрим бланки протоколов. При диагностики мы используем основные методы: наблюдение за детьми в процессе музыкального творчества, театрализованные деятельности (постановками, мини сцен, драматизаций, за реакцией детей во время праздников, и т. д)
-беседы с детьми о впечатлениях от праздников, муз. занятий и т. п.
- изучение детских рисунков и семейных работ к праздникам.
Полученные данные мы используем для корректировки модели, её содержательного аспекта.
Основными результатами реализации модели формировании творческих способностях детей мы считаем:
1. объединение и сближение детского коллектива на основе общих переживаний прекрасного в творческих занятиях художественной самодеятельности детей.
2. творческая деятельность раскрывает ребенка перед коллективом с его мыслями, чувствами, интересами и творческими возможностями.
3. повышение уровня значимости, слаженности и ответственности всех участников образовательного процесса ДОУ в подготовке и проведение различных музыкальных мероприятий.
4. приобщение ребенка к культурной жизни, знакомство с важными общественными событиями, развитие познавательного интереса, эстетического вкуса, расширение кругозора, побуждение к творчеству.
Формулой успеха в нашем детско-взрослом сообществе ДОУ является: компетентность + профессионализм + творчество = качество образования дошкольников, в том числе качество творчески активной личности ребенка.