Приложение МААМ

Консультация «Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»

Юлия Балашова
Консультация «Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему: «Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»

Автор: Балашова Юлия Олеговна.

Педагог-психолог

МДОУ д / с комбинированного вида №5 «Золотой ключик» г. Люберцы

Публикация «Консультация „Страхи детей в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

На протяжении всего раннего и дошкольного возраста дети сталкиваются с различными страхами. Психологи и психиатры считают, что основной причиной распространения страхов у детей является неправильное воспитание родителей, их трудности во взаимоотношениях с ребенком. Для каждого возрастного периода характерны различные страхи, например дети раннего возраста, могут бояться громких звуков или разлуки с родителями, дети среднего дошкольного возраста чаще всего испытывают страх темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Тема детских страхов до сих пор остается актуальной. Страхи современных детей не изучены в достаточной мере и поддаются изменениям, по сей день. Многочисленные исследования показывают, что страх в детском возрасте – часто наблюдаемое явление. Детские страхи относятся к самым сильным переживаниям детства. Они могут влиять на важные жизненные аспекты ребенка, такие как взаимоотношения, с родителями и другими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками.

Страх в детском возрасте зачастую выступает в роли, как такого спасателя детей. Такие страхи не дают причинить себе боль или какие-то физические повреждения. Страхи, которые служат для безопасности детей – это рациональные страхи. К иррациональным страхам, которых больше, относят выдуманные страхи, которые не несут в себе никакой опасности.

Причинами детских страхов в дошкольном возрасте становятся :

• конкретные случаи, произошедшие с ребенком, например, укусила собака, захлебнулся водой;

• внушенные страхи, родителями или близкими людьми, они могут нести в себе цель защиты, но ребенок может проецировать их в страх;

• фантазия ребенка, сам ребенок зачастую может выдумать предмет своего страха;

• внутрисемейные конфликты, ребенок может предположить свою в них вину;

• взаимоотношения со сверстниками, тут может включаться страх быть отвергнутым или страх унижения.

По мнению А. И. Захарова, все причины страха можно разделить на четыре категории:

1) интенсивность;

2) новизна воздействующего стимула;

3) эволюционно выработанные сигналы опасности;

4) причины, возникающие в социальном воздействии.

Д. В. Винникотт, английский детский психиатр, рассматривал страх как форму привязанности, как форму, транслирующую аффективных расстройств родителя. Ребенок в страхе может транслировать не переживший аффект родителя.

Детские страхи имеют определенные особенности проявления. Эти проявления включают в себя силу, причины и длительность. На основании этих факторов выделяют следующую классификацию.

1. Сверхценные страхи вызванные фантазией ребенка.

2. Навязчивые страхи, связанные с определенной жизненной ситуацией.

3. Бредовые (необъяснимые) страхи, связанные с психологическим отклонением.

Старший дошкольный возраст является самым эмоционально напряженным отношению к страхам. Этот возраста, включая в себя все страхи предыдущих возрастов, приобретает и новые характерные для старшего дошкольного возраста.

Возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются :

1. изменения, происходящие в высшей нервной деятельности, совершенствуются основные нервные процессы – возбуждения и торможения;

2. формируются социальные представления морального плана;

3. расширяются интеллектуальные возможности детей;

4. расширяется кругозор детей;

5. активно формируется образное мышление;

6. формируются межличностные отношения со сверстниками.

Центральное место занимает страх смерти и увеличивается страх смерти родителей, так как в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он начинает понимать, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают.

С. Энтони одной из первых изучала детское понимание и отношение к страху смерти. В 1937-1939 годах Энтони провела исследование, среди детей различного возраста реагируют насмерть. Она использовала метод завершения истории и специально организованные наблюдения за детьми в семейной обстановке. По мнению, Энтони, страх смерти не может быть привязан к определенному возрасту. Все зависит от развития умственных способностей и опыта ребенка столкновения со смертью в своем окружении. Начало становления понимания смерти она относит к концу оральной фазы, возрасту двух лет.

А. И. Захаров в своих исследованиях выделяет, у детей старшего дошкольного возраста, как основной, страх смерти, как себя, так и недостригшей максимума страх смерти родителей. Так же остаются страхи животных, сказочных персонажей, страх глубины, огня, пожара и войны. Так же, по мнению А. И. Захарова появление страха смерти в старшем дошкольном возрасте является постепенным завершением периода наивности детей.

Исследование, проводимое Н. Н. Авдеевой и Ю. А. Кочетовой, выявило высокий показатель у страха смерти (и себя и родителей) среди детей старшего дошкольного возраста. Помимо высокого уровня страха, исследование так же показало высокий уровень страха сказочных персонажей, страха психологического одиночества, страха нападения и страха войны, что непосредственно связанно со страхом смерти.

В исследование Е. Г. Шевыревой так же подтвердился высокий уровень страха смерти у детей старшего дошкольного возраста. Высокий процент показал как страх собственной смерти, так и страх смерти родителей. Это говорит о том, что дети боятся отдаляться от своих родителей, потерять их и остаться в одиночестве; а страх собственной смерти говорит о том, что ребенок боится покинуть этот мир, покинуть своих родителей и близких.

Проявление страха детьми носят в основном индивидуальный характер. Каждый ребенок проявляет по своему, те эмоциональные переживания, которые он испытывает в моменты страха. К особенностям проявления страхов старших дошкольников можно отнести уменьшается взаимосвязь между страхами, но каждый несет больше эмоциональной нагрузки.

Также для детей старшего дошкольного возраста характерным становится сочувствующее поведение, которое может перерасти в страх за близких людей. Дети всячески пытаются обезопасить своих родных, проявляя заботу и сопереживание по отношению к ним.

Анализ теоретической литературы показал что, если сравнивать страхи в старшем дошкольном возрасте между мальчиками и девочками, то мы можем увидеть, у мальчиков уровень страха значительно ниже, чем у девочек. Такое расхождение можно отнести к тому, что у девочек старшего дошкольного возраста с развивающейся структурой личности в эмоциональной сфере.

Во многом страхи детей старшего дошкольного возраста зависят от отношений, складываемых в семье, со взрослыми. Для правильного развития психологического и эмоционального состояния ребенка важно своевременная помощь и поддержка родителей и педагогов в выявление детских страхов.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 17:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Страхи детей в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Балашова (УИ 590168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД