Лучший педагог года

Статья «Трудовое воспитание дошкольников»

Дадонова Оксана Михайловна
Статья «Трудовое воспитание дошкольников»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и великий К. Д. Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Великий педагог " В. А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Публикация «Статья „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Результаты труда у детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, помочь накрыть на стол и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок. Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим!

Используемая литература.

В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1978

Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991

Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1980

Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М., 1983

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание дошкольников в природе»Фотоотчет «Трудовое воспитание дошкольников в природе» Цель: приобщить детей к трудовому воспитанию Задачи: • формировать позитивные установки к различным видам труда; • воспитать ценностное.

Фотоотчет об экскурсии «В гости к осени». Трудовое и экологическое воспитание дошкольниковФотоотчет об экскурсии «В гости к осени». Трудовое и экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» Дети будут ходить в детский сад, учиться.

Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». А. C. Макаренко Актуальность проекта Трудовое воспитание подрастающего.

Трудовое и экологическое воспитание дошкольниковТрудовое и экологическое воспитание дошкольников С раннего возраста важно начинать формирование маленького гражданина нашей страны через трудовое и экологическое воспитание! Безусловно,.

Трудовое воспитание дошкольников Трудовое воспитание неотъемлемая часть жизни дошкольников. Трудовая деятельность способствует общему развитию детей, расширению их интересов,.

Трудовое воспитание дошкольниковТрудовое воспитание дошкольников Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Трудовое воспитание дошкольников (фотоотчет)Трудовое воспитание дошкольников (фотоотчет) В прошлом году выпустила свой первый выпуск. Сейчас потихоньку набираю малышей от 1,5 до 3 лет. Детишки разные,каждый со своим характером,нравом,к.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников» Трудовое воспитание ребенка дошкольника Труд основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень.

Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда Cообщение «Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда». Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Трудовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 21:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД