Дария Ульбекова
Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка»
Роль движений для психического и умственного развития чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Публикация «Влияние движений на психическое и умственное развитие ребенка» размещена в разделах
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для раз-вития физиологических систем ребенка. У растущего организма восста-новление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность, позволяет дошкольнику:
- активно участвовать в занятиях;
- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
- активно познавать окружающий мир;
- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности.
Одними из первых основных движений у ребенка являются схватывание, хватание, бросание, позднее перерастающие в различные манипуляции с мячом, метанием и ловлей. Манипуляции с погремушкой, мячом в значительной степени влияют на развитие психики, моторики ребенка.
А. В. Запорожец писал, что особое значение для развития психики ребенка имеет овладение движениями рук — от самых примитивных и до наиболее сложных, так как именно руки реализуют намерения человека. Трудясь или просто манипулируя, он приобретает, проверяет и уточняет свои знания о мире. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и сами по себе являются для него, по свидетельству многих специалистов, непрерывным источником радости, особенно на ранних ступенях онтогенеза, причем развитие кисти руки в этом процессе чрезвычайно важно для нормальной его психической де-ятельности. Появление комплекса оживления является первым ясным свидетельством общения ребенка со взрослым. На этой основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук, речь и эмоциональные реакции. Настоящая реакция хватания впервые проявляется лишь в 4-5 месяцев. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию.
Развитие движений рук чрезвычайно важно для общего психи-ческого развития ребенка, так как позволяет ему перейти от чисто созерцательного, зрительного восприятия мира к активному, дей-ственному и потому неизмеримо более полному и точному его познанию. Движение пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.
Известно, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который впоследствии позволит выполнять движения сознательно.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имеющей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т. е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
Таким образом, двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Это не только прогулки за пределами дошкольного учреждения, но и соревнования. «Кто быстрей?», «Кто сильней?», «Кто больше?», «Кто точней?». Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Задача родителей и, конечно, воспитателей - исподволь прививать любовь к ак-тивности, всячески ее поощрять, добиваться высокой культуры движений, т. е. координации, скорости, силы, выносливости.