МААМ-картинки

Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста

Саад Александра
Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

По мнению педагогов, маленький ребенок – деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Двигаясь, ребенок познает мир, учиться любить. Двигательная активность подчинена основному закону здоровья: приобретаем – расходуя. Оздоровительная гимнастика содержит неограниченные возможности всестороннего развития ребенка. Физические упражнения благоприятно воздействуют на мозг, сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы, укрепляют организм в целом. Поэтому необходимо тщательно заботиться о здоровье ребенка, направлять все силы на раскрытие индивидуальных физических, моральных и духовных качеств, а также на развитие познания радости в движении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма в целом, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Публикация «Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей в дошкольном возрасте наблюдается заметное изменение пропорций тела. Это обуславливается тем, что быстро увеличивается длина конечностей по сравнению с туловищем.

У детей, которых присутствуют хронические заболевания, врожденные или приобретенные патологии развития, у часто болеющих детей, наблюдаются сдвиги по динамике роста и развития органов и систем, а также отмечается временная задержка в росте и прибавка в весе. Это в свою очередь приводит к неэффективности учебно-воспитательного процесса. Таким детям необходимо пристальное внимание родителей и педагогов. Необходимо следить за полноценным питанием, строгим выполнением режима дня, длительным пребыванием на свежем воздухе, закаливанием. В оценку физического развития положены показатели длины тела, соотношение длины и массы тела. У детей дошкольников одного и того же возраста, может существенно различаться длина тела. Это зависит в основном от наследственного фактора. Одни дети низкого роста, другие среднего или высокого роста. Масса тела, зависит от характера питания, режима дня, наличия сопутствующих заболеваний и т. д. Дети, у которых масса тела, соответствует росту, находящемуся в пределах от ниже среднего до высокого, имеют нормальное физическое развитие (их большинство). Другую группу составляют дошкольники с отклонениями в физическом развитии. Причины отклонений может быть множество. Низкий рост ребенка, является основной причиной отставания в физическом развитии. Чаще всего причиной нарушения роста может быть 7 перенесенные заболевания рахитом и дизентерией, а также хронические заболевания. Дефицит или избыток массы тела у ребенка, так же может служить отклонением в физическом развитии. Как правило масса тела изменчива, это отклонение поддается коррекции. Дефицит массы тела обусловлен недостаточным поступлением питательных веществ в организм, в свою очередь избыток массы тела – чрезмерное поступление питательных веществ. То и другое состояние является причиной нарушения основного обмена веществ. Это может привести к нарушению осанки, возникновению плоскостопия, а также к ухудшению общего состояния организма ребенка. У детей до 7 лет костно-мышечный аппарат отмечается большой гибкостью, это обуславливается тем, что в костях присутствует значительное количество хрящевой ткани и повышенной эластичностью клеток. Данное состояния костей приводит к нарушению осанки в раннем возрасте, а также влияет на формирование грудной клетки. В этом возрасте формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда- его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).

У детей дошкольного возраста подвижность в суставах развивается неравномерно. Чем старше ребенок становиться, тем меньше становиться подвижность в суставах. Причиной служит ухудшение эластичности мышечно-связочного аппарата и других морфологических изменений в организме. Педагоги должны брать во внимание все изменения, так как это может повлиять на процесс развития гибкости у ребенка.

Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

В возрасте с 3 – 5 лет ребенок еще не может сознательно регулировать дыхание при физических нагрузках. Педагоги, воспитатели и родители должны приучать детей дышать через нос. Если во время физических упражнений или игр ребенок начинает дышать через рот, следует уменьшить нагрузку и дозировку выполняемых упражнений. Для дошкольников полезны упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.

Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.

В детском возрасте с 3-7 лет сердце интенсивно растет, хорошо снабжается кровью, благодаря этому сердце выносливое. Сонные артерии имеют большой диаметр, поэтому мозг хорошо крово-снабжается, что является важным условием его работоспособности.

Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л. П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений детей». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. Причиной замедления освоения двигательных навыков может быть недостаточная гибкость. Ограничение уровня проявления силы, может служить недостаточная подвижность в суставах, а также может наблюдаться нарушения скоростных и координационных способностей, повреждение мышц и связок.

Проявление гибкости у детей дошкольного возраста зависит от некоторых факторов. В литературе анатомии и фитологии выделяют анатомическою или скелетную подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.

Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого занятия.

Гимнастика – это система специально подобранным физическим упражнениям, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Оздоровительная гимнастика – это полный комплекс физических упражнений, способствующих общему улучшению самочувствия. Она включает в себя достаточно легко исполнимые движения. Необходимо выполнять движения так, как позволяет тело и физическая подготовка ребенка. Этот комплекс позволяет сохранить, а в некоторых случаях даже существенно увеличить, подвижность суставов.

Оздоровительная гимнастика является важнейшим спортивным аспектом в физическом развитии и становлении организма детей дошкольного возраста. Упражнения, входящие в комплексы оздоровительной гимнастики, служат формированию правильной осанки, развитию координации движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также вниманию и усидчивости на занятиях. Особенно занятия необходимы детям с ослабленным иммунитетом, склонным частым простудным заболеваниям Для детей дошкольного возраста занятия направленны на формировании основных видов движения: развитие мелкой моторики рук, формирования навыка равновесия, навыка любознательности, познавательности, проявление интереса к физическим упражнениям и к самостоятельному выполнению.

Также во время занятий развиваются следующие качества:

• Честность;

• Трудолюбие;

• Дисциплина;

• Сопереживание;

• Помощь ближнему;

• Проявление творческой инициативы.

Основными функциями программы оздоровительной гимнастики является :

• Оздоровительные;

• Воспитательные;

• Образовательные.

Не менее важной задачей является выработать привычку к самостоятельному выполнению физических упражнений, а также соблюдению режима дня. Это должно доставлять ребенку радость, удовольствие и желание продолжать тренировочный процесс. Таким образом, занятия проходят в форме активных, веселых и развлекательных играх, это в свою очередь формирует находчивость и воображение. Различные физические упражнения, такие как бег, ходьба, лазанье, перелазанье, бросание и ловля предметов, поднимание и переноска предметов, преодоление различных препятствий развивает у детей различные физические качества, целеустремленность, работу в команде, силу воли, скоростные способности. Такие занятия хорошо развивают у ребенка самооценку и уверенность в собственных силах. Так же важно отметить, что оздоровительная гимнастика улучшает все обменные процессы в организме, кровообращение в сосудах и органах, способствует росту мышечной ткани. Благодаря различным программам оздоровительной гимнастики, включающие в себя элементы эстетической, художественной и спортивной 21 гимнастики, являются одним из самых полезных направлений в развитии гармонии, ритмики, динамики, грации и силы. Необходимо, чтоб ребенок вырос гибким, сильным и выносливым, на начальных этапах тренировочного процесса большое внимание уделяется базовым упражнениям, согласованности движений и плавности динамики. Это все необходимо для совершенствования двигательных функций.

В нынешнее время одно из самых простых, но в тоже время, самых эффективных способов поддержания организма ребенка дошкольного возраста в тонусе, является утренняя гигиеническая гимнастика. После утреннего подъема чтобы начать адекватно воспринимать все, что происходит вокруг, большинству детей требуется определенное время, а именно несколько часа. После утреннего пробуждения организм восстанавливает физиологические процессы, активизирует центральную нервную систему, повышает уровень трудоспособности. При выполнении утреней гигиенической гимнастики и принятия водных процедур активизируется работа кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, улучшается функционирование всех органов и систем.

При занятиях утренней гигиенической гимнастикой :

• Активизируется иммунная система, что способствует к защите от неблагоприятных факторов окружающей среды;

• Существенно повышается общая работоспособность организма ребенка;

• Формируются базовые двигательные навыки;

• Профилактика сколиоза и плоскостопия;

• Формируется потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и совершенствованию их.

Также непродолжительные, но регулярные занятия утренней гимнастикой, достаточно, чтобы повысить настроение ребенка, ощутить прилив сил и бодрости. Необходимо отличать утреннюю гимнастику от зарядки и тем более от тренировки. Для выполнения зарядки и тренировки необходимо более длительное и настойчивое выполнение упражнений, а также повышенное внимание и дисциплину. Для детей дошкольного возраста все же больше подходит утренняя гигиеническая гимнастика, которая имеет более размеренный и спокойный темп выполнения упражнений. Она постепенно приводит детский организм в рабочий режим. Как правило, данное занятие представляет собой набор различных несложных упражнений, примерное повторение не более 10 раз. Ели делать утреннюю гимнастику через силу, либо, когда ребенок плохо себя чувствует и недомогает, это может принести организму больше вреда, нежели чем пользы. Утреннюю гигиеническую гимнастику следую проводить в хорошо проветриваемом помещении, на свежем воздухе на детской игровой площадке или стадионе. Начинать занятие нужно с более простых упражнений, постепенно переходить к более сложным. Педагог должен индивидуально подходить к каждому ребенку. Потому что, у каждого ребенка свой уровень развития. Так же, утренняя гимнастика показана для детей после болезней, когда дети длительное время находятся в малоподвижном состоянии. Заканчивать утреннюю гимнастику следует водными и гигиеническими процедурами. Прежде всего, она обеспечивает нормализацию и стабилизацию работы всех функций детского организма, повышает уровень его работоспособности, обеспечивает профилактические действия к противостоянию воздействия различных внешних раздражителей, поддерживает высокий уровень 23 культуры движений и дальнейшего поведения, дисциплинирует, добавляет силы и уверенности. Все упражнения гигиенической гимнастики строятся на простоте выполнения упражнений и их доступности. Гигиеническую гимнастику можно выполнять в любое время суток. Наиболее часто ее практикуют в утренние, дневные (обеденные, а также вечерние часы. Весь комплекс упражнений за один подход выполняется на протяжении 10 – 15 минут. При этом их можно делать как один, так и несколько раз в день в различное время суток. Правильно спланированные упражнения и их последовательность покажут реальные результаты уже после 10 первых занятий. В процессе выполнения упражнений воспитателю важно следить не только за общим самочувствием детей, но и за дыханием. Если очередное упражнение выполняется через силу или с трудом, его следует немного отложить до того момента, пока организм ребенка не будет к нему готов.

Помните, гигиеническая гимнастика это простой, доступный, эффективный и весьма полезный комплекс упражнений для детей от 3-х до 7- ми лет. Занимает минимум времени, но способен в конечном итоге творить настоящие чудеса.

Список литературы:

1. Антонова, О. А. Возрастная анатомия и физиология /О. А. Антонова. – М. : ЛитРес, 2018. – 15с.

2. Бердинков, Г. И. Массовая физическая культура в ВУЗе : Учебное пособие / Г. И. Бердинков, Максимова В. Н. – М. : Высшая школа, 1991. – 240с.

3. Кузьменко, М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / М. В. Кузьменко. – М. : Книга и бизнес, 2017. – 116с.

4. Кузьменко, М. В. Ритмическая гимнастика в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Е. Е. Биндусов, М. В. Кузьменко. – М. : Книга и бизнес, 2014. – 84с.

5. Сафаров, Т. В. Новожилова, Л. В. Особенности проведения лечебной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Сафаров, Т. В. Новожилова, Л. В. коллектив авторов – М. : ЛитРес, 2015. – 129с.

Публикации по теме:

Картотека гимнастики в стихах для детей дошкольного возраста 1. Игрушки По квартире бродит сон, Спотыкаясь об игрушки, (Ходьба по кругу с высоким поднимание ног) Кверху поднял лапы слон, (Встать,.

Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. (Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики «Поездка в лес» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Поездка в лес» 1. Сегодня, дети, мы с вами поедем в лес. Но сначала пойдем на вокзал. (Дети встают и идут за воспитателем). 2..

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Музыкальная игра-танец с элементами пальчиковой гимнастики «Прилетайте, птички» для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, воспитатели и музыканты! Весенняя тематика на МААМ в полном разгаре! Сколько замечательных художественно - творческих.

Роль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возрастаРоль различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 июля 2021 в 20:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Саад Александра (УИ 700796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД