Получи документы

Взаимодействие образовательной организации и семьи как основа развития личности ребенка

Ольга Ивановна Суховеева
Взаимодействие образовательной организации и семьи как основа развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.  В данной статье рассматривается роль дошкольного образовательного учреждения и семьи для формирования, становления и развития ребенка, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Ключевые словавзаимодействие, семья, дошкольное образовательное учреждение, развитие ребенка.

Публикация «Взаимодействие образовательной организации и семьи как основа развития личности ребенка» размещена в разделах

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечении их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила.

Н. К. Крупская «Педагогические сочинения»

Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой.

2) Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно.

Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:

развитие интересов ребенка;

распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

формирование семейных отношений; Понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

создать атмосферу взаимопонимания,

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

развивать и воспитывать детей,

использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :

Доброжелательный стиль педагога с родителями,

Индивидуальный подход — воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей, Сотрудничество — создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,

Динамичность — быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения.

При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:

Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;

Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;

Наглядные — папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы: Информационно-аналитический. Направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

Наглядно-информационный — это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно-ознакомительная;

Б) информационно-просветительская. Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести: Папки-передвижки — они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды — знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини-библиотеки — с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы. Познавательные формы — ознакомление — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей. Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи. Клубы для родителей — педагог оказывает помощь в возникших проблемах. Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей — обследование условий проживания ребенка. Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона ДНР «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». 

Роль семьи в воспитании, развитии и становлении ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания напрямую взаимосвязана с особенностями взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В развитии  ребенка многое зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Поэтому главной целью работы дошкольного учреждения является направленность на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие ребенка, а главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.

Понимание того, что именно в семье закладывается фундамент полноценного физического и психического развития ребенка, побуждает дошкольное учреждение к пристальному изучению запросов, потребностей и требований современной семьи, то есть к тесному взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи.

В основу взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи полагается сотрудничество.  Инициаторами его установки должно выступать дошкольное учебное заведение, поскольку педагоги профессионально подготовлены к образовательной работе.  Педагог отдает себе отчет, что сотрудничество нужно в интересах ребенка.  В этом необходимо убедить родителей.  Поэтому важный вопрос деятельности дошкольного учреждения готовность педагога общаться с родителями, строить позитивные, педагогизированные отношения.  Воспитатель должен обладать определенными личностными качествами, прежде всего умением внимательно выслушать родителей и, конечно, быть профессионалом в своей работе как с детьми, так и с родителями.

Решая вопросы педагогизации родителей, следует акцентировать внимание на

ребенка, как наибольшую ценность, воспитывающуюся в соответствии с семейными традициями;

— родителей (семья, семья) – наибольшая нравственная ценность, оберег морали и духовности;

— педагога – профессионала, партнера, создающего дух творчества, устремляющего взаимодействие, учит искусству жизни, жизненной компетентности.

Чтобы лучше всего, ответственно подойти к воспитанию ребенка, родители вместе с воспитателями должны построить свои отношения на принципах взаимного уважения, понимания важности друг друга и осознания того, что такое партнерство будет иметь длительное влияние, на пользу всех.

Благодаря тесному сотрудничеству дошкольного образовательного учреждения с родителями и другими старшими членами семьи вокруг детей создается атмосфера доверия, поддержки, взаимопонимания, единых требований.  Это означает, что родители и другие члены семьи должны перестать быть пассивными, выступать в роли экспертов или наблюдателей и начать действовать с воспитателями и детьми на основе партнерства с правом инициативы, активного действия, самоконтроля.  Они равноправны партнеры и союзники.

Сотрудничество педагогического коллектива, родителей питомцев может происходить следующим образом :

-активная помощь родителей в создании условий для успешного развертывания образовательного процесса : дизайн групповых помещений или отдельных тематических уголков, озеленение площадок, изготовление игровых материалов;

-периоды подготовки к праздникам, поскольку они объединяют детей и взрослых общими переживаниями и делами, создают атмосферу возвышенности, сюрпризности, веселого настроения;

-Родители по договоренности с администрацией могут возглавить кружковую работу (как дополнительную образовательную услугу) в масштабах всего дошкольного учреждения.  Такую инициативу важно поддерживать, особенно, учитывая, что она реализуется бесплатно.

Идеи родителей следует ценить, к их советам прислушиваться. Желательно вместе с родителями обсуждать и решать глобальные проблемы и конкретные вопросы, принимать важные решения.  Только благодаря высокой культуре общения педагогов и родителей, доброжелательности, беспристрастности в решении различных проблем можно добиться эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи :

1. Доброжелательность, оптимизм, радушие в отношениях с родителями.

2. Искренний интерес к родителям питомцев, личностный подход к проблемам семейного воспитания в общении с ними.

3. Поощрение родителей к участию в совместной работе с ребенком и педагогом, коллективом ДОУ.

4. Привлечение родителей к анализу (оценке) успехов ребенка, прогнозирование перспектив его развития.

5. Умение выслушивать родителей, стремление понять их проблемы, помочь принять наиболее оптимальное решение.

Такой подход способствует сближению в детском сознании образов педагога и членов семьи за счет обретения этими ближайшими людьми общих черт, определенного уподобления.  В частности, образ воспитателя смягчается, сродни образам родителей.  В то же время ребенок начинает воспринимать членов семьи не только как людей, которые обслуживают ее, удовлетворяют все капризы, выдерживают каприз и т. д., но и как авторитетных требовательных воспитателей, носителей интересной информации, многих умений, способностей.  Действие принципа взаимопроникновения дошкольного учреждения и семьи этих двух таких важных социальных институтов обеспечивает сочетание семейного и общественного воспитания в одно сплошное звено, направленное на реализацию единой цели — всестороннее, гармоничное развитие личности.

Привлечение родителей и других членов семьи к образовательно-воспитательному процессу необходимо, прежде всего для детей.  И не только потому, что дети больше узнают своих родителей.  Важна та любовь и благодарность детей к своим родным и близким, которые оказываются так много знают, умеют, могут.

Успех сотрудничества в решающей степени зависит от взаимных установок семьи и дошкольного учреждения.  Наиболее благоприятно они складываются в условиях, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.  Родители должны быть уверены, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их ребенка.  Они должны осознать конкретные положительные последствия для ребенка через их включение в жизнь дошкольного учреждения.  Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагогов к ребенку, чувствовали их компетентность по вопросам воспитания, ценили его личностные качества (доброжелательность, отзывчивость, внимание к людям, заботливость)Такое доверие само является проявлением спонтанности: воспитатель должен заслужить его добром, неравнодушным отношением к ребенку, умением пробуждать в ней красоту, искренность и милосердие.  К этому следует отнести еще культуру общения, тактичность и взаимоуважение.  Для согласования действий семьи и дошкольного учебного заведения как субъектов воспитания целесообразно соблюдать следующие требования:

— Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения должно основываться на взаимоуважении, равноправном партнерстве.

Основой сотрудничества является взаимное доверие.  Особую роль в ее укреплении играет взаимопонимание.  Каждый субъект обязан знать функции всех субъектов и содержание их деятельности, верно представлять свою роль во содействии.  Именно об этом нужно договориться заранее.

Сотрудничество семьи, дошкольного учебного заведения возможно только при условии их определенного духовного единства.  Основой этого единства является любовь к ребенку, восприятие его как свободной личности, понимание проблем становления человеческого достоинства, взросления и творческого развития.

Педагогический коллектив и коллектив родителей — это единственный живой организм, объединенный общей целью, гуманными отношениями и высокой ответственностью.

Присутствие родителей в дошкольном учреждении позволит существенно изменить жизнь детей, создать домашнюю атмосферу, помочь воспитателю той или иной детской деятельности, поможет родителям объективно оценить сильные и слабые стороны в воспитании ребенка.  Воспитатели получают много дополнительных сведений об индивидуальных особенностях каждого ребенка, об эмоциональном характере общения в семье о формировании различных трудовых навыков и привычек, для которых семья имеет большие возможности.  Открытые, заинтересованные контакты с семьей помогут выявить лучший опыт семейного воспитания, заинтересовать других.

И родители, и воспитатели смогут лучше понять ребенка, учесть его желания, интересы, потребности.  Такой подход предполагает восприятие ребенка как уникальной личности, признание его прав, отношение к нему как к субъекту с собственными потребностями развития.  Это требует от родителей владения определенными знаниями о закономерностях ее развития и отказе от манипулирования ею в осуществлении выбора профиля и интенсивности дальнейшего обучения.

Чтоб принцип взаимодействия, общности оказался реально работающим, дошкольное учреждение обязано отрешиться от монолога, привычки только управлять родителями, в свою очередь отдать предпочтение диалогу.  Педагогическая помощь родителям должна опираться на тщательное и всестороннее изучение каждой семьи, каждого ребенка.  Это должен быть союз особого назначения, основанный на тонких духовно-нравственных и эмоционально-интеллектуальных убеждениях.

Итак, прежде всего, педагогический коллектив должен взять себе приоритетные направления работы с родителями:

— привлечение родителей к сотрудничеству в создании надлежащих условий для жизнедеятельности и развития детей;

- содействие повышению психологической и педагогической компетентности родителей по пониманию закономерностей развития ребенка, а также вопросам обучения и воспитания дошкольников;

- всестороннее изучение положения, статуса семьи и модели взаимодействия с ними для осуществления дифференцированного подхода;

— привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, формирование у них ощущение принадлежности к коллективу детского сада как единомышленников и сообщников;

- формирование осознанного понимания родителями своей ответственности за максимальное обеспечение ребенку полноценной жизни в будущем.

Важное направление своей деятельности педагогический коллектив дошкольного учреждения должен видеть в обогащении знаний воспитателей о семейном воспитании, углублении педагогических знаний родителей, достижении единства воспитательного воздействия на ребенка в семье и в дошкольном учреждении.

Совершенствовать работу с родителями — это в случае необходимости вносить изменения, которые обогащают содержание и формы работы, улучшают ее показатели, делают более целесообразной, современной, гибкой.  Процесс усовершенствования — длительный и непрерывный.   Его можно осуществлять по разным направлениям:

— гуманизация содержания и форм работы с семьей;

- гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей;

- повышение эффективности применяемых воспитателем в работе с родителями;

- приемов и средств воздействия.

Список литературы:

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» : / Л. Н. Арутюнян, Е. В. Сипачёва, Е. П. Макеенко [и др. ]; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк : Истоки, 2018. – 208 с.

Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО (У) : метод. Пособие / Е. П. Макеенко, Е. В. Сипачёва, В. С. Ищук [и др. ]; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк : Истоки, 2018. – 44 с

Дронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М. : Просвещение, 2005.

Глебова, С. В. Детский сад — семья : аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. — 2011. -№ 12. –С. 88–94

Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. — СПБ. : ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128с.

Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. — Мн. : Лексис, 2007. — 68с.

Миклеева, Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2010г.

Ресурсы Интернет:

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 октября 2021г. №128-НП. - URL :// https://drive.google.com/file/d/1F_J197igxjsOYv71692VZ4L4nQ6H_AGS/view (дата обращения : 23.09.2022).

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста) Сообщение «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи» Вторая группа раннего возраста Плюхина Татьяна Александровна Малыш –.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие образовательной организации и семьи как основа развития личности ребенка
Опубликовано: 31 января 2023 в 02:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие образовательной организации и семьи как основа развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ивановна Суховеева (УИ 2738298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД