МААМ-картинки

Статья «Этот загадочный мир детства»

Надежда Орлова
Статья «Этот загадочный мир детства»

Воспитатель Орлова

Надежда Владимировна

МБДОУ №5

г. Сергиев Посад.

Была послана в институт усовершенствования педагогических кадров.

По предложению Альбины Валентиновны Найбауэр

(с предложением приема в проведении занятий по изобразительной деятельности в группах старшего возраста детского сада,с опорой на научные исследования психологов,педиатров,национальных традиций русского народа,современных педагогов и своего опыта)

"Что дал мне Господь уразуметь,пусть будет общим достоянием".-Я. А. Каменский.

Публикация «Статья „Этот загадочный мир детства“» размещена в разделах

По законам диалектики,дошкольное образование и есть-основа для решения проблемы. Базисные качества личности-мышление,внимание,воображение,речь,а также умение воспроизводить произвольные движения,закладываются именно в дошкольном возрасте.

Исследование произвольных,сознательно регулируемых движений принадлежит к числу важнейших проблем психологии. К. Левин писал:". действие,которым мы овладели,подчиняется силам,действующим в психическом поле".Произвольные движения в отличие от движений непроизвольных для формирования более высоких форм отражения действительности формируются только в результате обучения и воспитания.

Этому способствуют планомерные занятия по всем разделам обучения и,конечно же,в изобразительной деятельности. При этом происходит развитии движений руки и глаза,формирование свободных рисовальных движений под контролем зрения. Развивается произвольность движений при рисовании контура предмета по частям,слитно;движение животных и людей,направление ветра по наклону дерева и травы ит. п.

Бытует мнение,что пока какое-нибудь действие совершается неумело и бестолково,оно, якобы,является осознанным и произвольным. Когда же человек (ребенок) овладевает навыком и начинает производить действия умело и рационально,то оно превращается в бессознательное и непроизвольное. В этом будто бы и заключается процесс автоматизации. В действительности же усовершенствование навыка в процессе автоматизации заключается в высшем синтезе объединений,входящих в его состав двигательных компонентов на осно- ве движения (в том числе во время рисования) наиболее существенных условиях выполня- емого действия. По существу-это высшая стадия производительности.

Ребенок старшего дошкольного возраста на основании накопленного опыта может воспроизвести движения по словесной инструкции,т. е. нарисовать. Важен мотив.

Между мотивами и задачами существуют динамические взаимоотношения. Обычно усиление мотива приводит к повышению активности и выполнению темы рисования. Однако,в некоторых случаях,благодаря индукционным отношениям,возрастающая сила мотива начинает тормозить,подавлять деятельность.

Например,уже в старшем дошкольном возрасте общественные по характеру мотивы-стрем- ление сделать нечто полезное для окружающих людей (книга для малышей) могут иметь на ребенка более сильное влияние,чем мотивы личной пользы или непосредственный интерес к внешней процессуальной стороне выполняемых действий(1957 год Я. З. Неверович)эффективность работы будет различной. По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Первые стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы,реальные события обыденной жизни людей; вторые-свои желания,мечты и грезы. Крома того,специальным интересом может стать фантастический,пугающий и привлекающий мир сказок. Черти,водяные,лешие,русалки,кол- дуны,феи,сказочные принцессы и многие другие персонажи народного фольклора наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.

"Содержание рисунков ребенка зависит от того духовного,культурного багажа,который определен уровнем культуры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность",-В. С. Мухина. Это и является психическим отражением окружающий действительности.

* Рисование по замыслу относится к творческому процессу. Замысел в рисунке может быть в целом самостоятельным,но может быть-на предложенную тему,которая включает в себя большой объем выбора (по сказке,по песне,экскурсии.)

Во время проведения занятий,связанных с выполнением заданий такого типа,вот уже 5 лет я использую свой прием,дающий детям одновременно отдохнуть от сидячего положения (как расширение о,снять зрительную нагрузку на коротком расстоянии и пополнении впечатлений.

Предлагаю детям положить на стол карандаши или другие изобразительные средства,спокойно,не толкаясь и не разговаривая выйти из-за стола,пройти и посмотреть на работы сверстников. Посмотрев вернуться,спокойно сесть за столы и продолжить свою работу (от занятия это отнимает 1-1,5 минуты,но польза,по моим наблюдениям,немаловажная. Вернувшись к своей работе ребенок видит рисунок отдохнувшими глазами,по-другому. Начинает замечать то,что "замылилось"в напряженной работе. Именно в этот момент и начинается активное рисование. Рисунки детей получаются интереснее,активнее работает воображение,и,судя по внешнему виду детей,им легче дышится,они уже точно знают,что хотят сделать. Посмотрев,как изображают и располагают на листе бумаги свои замыслы другие дети,ребенок более уверенно экспериментирует сам,чем он увидит,как рисует взрослый человек с совершенно другим мировоззрением. Этот прием развивает потребность к дисциплине,т. к. ,рассматривая чужие ра- боты ребенок старшей группы знает,что и на его работу тоже смотрят,и ему было досадно,если незаконченный рисунок начнут обсуждать. Рисунки вовсе не становятся одинаковыми. У детей старшего возраста характерной особенностью является склонность к соревнованию. "Я сделаю интереснее!""Взрыв" фантазии и творческих решений приводит к тому,что некоторые дети начинают загораживать свою работу рукой от посторонних глаз и очень переживают,как оценят его труд. Конечно,пользуясь таким приемом,необходимо взаимопонимание между детьми и воспитателем,давать четкие установки.

* К данному приему рисования,дающему возможность физической разгрузки и интелектуальному пополнению меня сподвигла и другая особенность детского возраста. Существует еще ряд условий,тормозящих процесс рисования.

Мне чаще доводилось работать с детьми старшего дошкольного возраста,именно к этому возрасту "всплывают" многие проблемы развития и воспитания,т. к. детям предоставляется больше самостоятельности.

Прочитав со статью Е. Чарушина"Мой метод рисования с детьми" и попробовав на практике применить его,пришла к выводу,что способ,при котором затрудняющемуся в выборе ребенку предлагается посмотреть,как начинают рисовать более уверенные в себе дети,малоэффективен потому,что увиденное в начале работы может еще больше затормозить собственную фантазию ребенка. Я думаю,что некоторое напряжение в выборе сюжета не навредит ребенку.

Мы,педагоги,ведем детей по жизни,показываем ее разнообразие,учим видеть,замечать, осмысливать ее. И надо помнить,что лидер может дать уверенность другим членам общества.

Как пример,предлагаю вспомнить эпизод из художественного фильма"Верные друзья",когда испуганный табун лошадей мчался по степи,не зная куда,но к возможной гибели. И в этот момент появился лидер-конь,не задетый паникой и руководимый человеком,он выводит табун в безопасное место.

В начале занятия некоторые дети,даже будучи активными в обсуждении темы рисования,нередко теряются,приступая к работе. Именно,недостаточная связь :память,зрение и двигательная способность-подводит ребенка. Нельзя требовать от детей полной самостоятельности и творчества,упрекать их в подражании и однообразии работ. Самостоятельность и творчество в этом возрасте надо воспитывать постепенно. Пусть дети выражают то,что они придумали, как умеют:смело и активноВсе это очень пригодится в дальнейшем в школе,в жизни,ведь им предстоит не только узнать и пережить многое,но и осмыслить это,а,может быть,и создать что-то новое на благо всех.

С помощью рисунков с далеких времен,человек передавал информацию об увиденном и прочувствованным им. Но и тогда у одних это удавалось лучше,у других хуже,хотя "хуже" к изобразительной деятельности не совсем подходит,лучше сказать по-иному. Рисование помогает в борьбе со стрессом. Это можно почувствовать,рассматривая рисунки ребенка.

Осознание тревоги и страха происходит безболезненно,если оно выражается вербально и эмоционально,а также находит поддержку и понимание в лице значимых для ребенка взрослых. Если ребенок чувствует себя некомфортно,то даже в самой позитивной теме рисования появляется тревога в виде цвета или какого-то существа,наблюдаемого со стороны за рисунком. Только эмоциональное благополучие ребенка приводит к положительным результатам.

Ребенок в сложном поиске. Мир взрослых объемный,часто непонятный,можно сказать таинственный. Но парадокс в том,что все мы родом из детства,а мир этого детства все равно остается таинственным для всезнающих и уверенных в себе и своих поступках взрослых.

Используемая литература.

*Е. Г. Леви-Гориневская "Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника".

*Л. Семенова "Основные потребности дошкольника".

*АЛеонтьев "Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте".

*Т. В. Корнеева "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста".

*А. Запорожец "Глубокое знание ребенка-необходимое условие его правильного воспитания". "Избранные психологические труды".

*Е. Чарушин "Мой метод рисования с детьми".

Публикации по теме:

Фотоотчет «Этот загадочный космос»Фотоотчет «Этот загадочный космос» С детьми была проведена работа в рамках тематической недели: беседа о первом человеке, который полетел в космос - Юрий Гагарин; беседа о.

Лэпбук «Этот загадочный космос»Лэпбук «Этот загадочный космос» Космос - загадочный, невероятный, заманчивый. Все мы с детства мечтали побывать там. Отправляемся в заманчивое путешествие вместе с нашим.

Мини-музей «Этот загадочный космос» Цель: Систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, космических кораблях, полётах в космос, планетах. Задачи: 1. Побуждать детей.

Неделя «Этот загадочный космос»Неделя «Этот загадочный космос» Цель:ознакомление дошкольников с Космосом, расширение представлений детей о космических полётах; знакомство с великим космонавтом - Ю. А.

Паспорт проекта «Этот загадочный мир — Космос»Паспорт проекта «Этот загадочный мир — Космос» ип проекта: - обучающий - исследовательский Продолжительность: краткосрочный (с 4 апреля 2016 г. по 12 апреля 2016 г.) Участники проекта:.

Педагогический проект «Этот загадочный мир космоса» Проект «Этот загадочный мир — Космос» ко Дню Космонавтики в старшей группе. Автор: музыкальный руководитель МДОУ Новоспасский д/с№7 Маклакова.

Проект «Этот загадочный космос» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» городской округ Первоуральск Проект «Этот загадочный.

Тематический проект «Этот загадочный космос»Тематический проект «Этот загадочный космос» Тематический проект «Этот загадочный космос» «Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины. И мы плывем, пылающею.

Презентация «Этот загадочный космос» В апреле месяце мы объявили конкурс на лучшую поделку к Дню Космонавтики на тему: "Этот загадочный космос". Дети совместно с родителями.

Этот загадочный мир-космос!Этот загадочный мир-космос! Каждый год 12 апреля весь мир отмечает День космонавтики и авиации. Для детей дошкольного возраста, маленьких любопытных почемучек, полных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Этот загадочный мир детства»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 11:49
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД