Карина
Консультация «Зачем детей знакомить с мифами»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины познакомить детей с мифологией
Древние мифы, их герои и события окружают нас повсюду. Не верите? А вспомните, как мы каждый раз «панически» боимся, не хотим заниматься «сизифовым трудом» или не можем найти «канувшие в Лету» ключи. Всё это отголоски древних преданий и имена забытых богов.
Сказка — это развлекательный жанр. Слушатели никогда не верили в сказку. А мифы — это отражение настоящих верований. Безусловно, между мифами и сказками есть определенные связи, а разница именно в том, насколько всерьез общество к ним относилось
Публикация «Консультация „Зачем детей знакомить с мифами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
1. Узнать о прошлом
В древности мифы помогали объяснить различные природные явления: поверить в Перуна или Зевса было проще, чем вообразить себе нелепицу в виде электрических разрядов в высоте небес. Как произошел и как устроен мир, откуда появились люди, почему меняются времена дня и года, откуда взялись море, солнце, луна? Обо всём этом рассказывали мифы. Конечно, с тех пор мы разобрались, что Земля всё-таки круглая, но разве не интересно узнать, как мыслили люди много веков назад, во времена «детства человечества»?
2. Погрузиться в культуру других стран
Знакомят мифы и с культурными различиями разных стран и народов. Конечно, во всех мифах есть что-то общее, но каждая эпическая традиция окрашена местными особенностями и характерными чертами. Тонкая и философская мифология Японии, захватывающие и сложно устроенные скандинавские мифы, красочные и многоголосые, как восточный базар, индийские легенды — все эти истории помогают читателю узнать о мировых культурах, научиться с уважением и интересом относиться к тем, кто не похож на нас, и находить то, что нас всё-таки объединяет.
3. Сравнить миф со сказкой
Одна из главных функций мифа — развлекательная. Сериалов раньше не было, поэтому люди собирались вокруг талантливого рассказчика и с удовольствием слушали о приключениях богов и героев. Потом эту функцию взяла на себя сказка. Учёные и исследователи много спорят о деталях взаимоотношений мифа и сказки, но в одном сходятся — сказка произошла от мифа, генетически они связаны.
Многие сказочные сюжеты и персонажи уходят корнями в миф: сказки о животных восходят к тотемическим мифам о зверях — хранителях племени, в сказках об украденных невестах или дочерях — отголоски мифов о путешествиях в загробный мир (вспомним хотя бы миф об Орфее и Эфридике). Множество сказок связано с обрядами инициации, ритуального перехода юношей и девушек к взрослой жизни через испытания.
«Заведовали» этими обрядами обычно боги загробного мира, потому что инициация воспринималась как новое рождение — Йама у индуистов, Аид у древних греков, Анубис в Древнем Египте. И именно из этого ряда в русский фольклор пришла Баба-яга, которая стоит между миром мертвых и живых, отправляет героя то в бане попариться, то в печи посидеть, то есть всяческим героизмом доказать своё право на волшебную награду.
Следить за приключениями мифологических героев не менее увлекательно, чем сказочных. Поэтому, если хотите познакомить ребёнка с мифами, можете делать это сразу после того, как он полюбит читать сказки (конечно, выбирать мифы надо осторожно, ориентируясь на возраст).
Главное же отличие мифа от сказки — отсутствие дидактических черт. В мифах нет морализаторства, они не пытаются настойчиво рассказать нам, что правильно, а что не очень. В каком-то смысле это даже хорошо: ребёнок может сделать вывод сам, ориентируясь на критическое мышление и логику. А что уж говорить про воображение! Попробуйте представить с ходу того же Минотавра или сирену! Это не так-то просто!
5. Мифы — это интересно
Наверное, почти у каждого из нас в детстве была знаменитая книжка «Мифы Древней Греции» в чёрно-коричневой обложке. И хоть она и зачитывалась до дыр, как же хотелось, чтобы в ней было побольше ярких картинок! Сегодня книгоиздание шагнуло далеко вперёд — и может предложить множество красочных, прекрасно оформленных книг для всех, кто увлекается мифологией или только начинает знакомство с мировым эпосом.
Книга для детей 8–12 лет «Кот Один» от редакции Wonder Books — пример такого издания. В этой истории мастерски сплетается история и современность, художественная проза и мифология. Одноглазый кот по имени Один, мальчик Альдо и их друзья попадают в приключения, сражаются с демонами, эльфами и другими мифическими существами. Как можно догадаться из названия, эта книга пропитана сюжетами и мотивами скандинавской мифологии — и понравится всем: и тем, кто уже обожает Тора и Локи, и тем, кому только предстоит открыть для себя суровый мир асов и валькирий.
Детям постарше будет интересна первая книга нового фэнтези-цикла «Монстры Акслин» от популярной испанской писательницы Лауры Гальего. Не секрет, что фэнтези берёт своё начало в мифологии: тот же Толкин при создании «Властелина колец» опирался на кельтский и германский фольклор, пропуская его через призму авторского воображения.
Примерно так же устроены и «Монстры Акслин» : приключения девочки Акслин разворачиваются в некоем мифологическом пространстве далекого прошлого. Этот мир населен ужасными монстрами всех видов и сортов — будто заботливо собранными автором из бестиариев всего мирового эпоса. Вместе с Акслин читателям придётся узнать, как защититься от каждого из них, добираясь до таинственной Цитадели. Захватывающий сюжет, актуальные темы взросления и веры в себя, романтическая линия. Смело приобретайте эту книгу, если в вашей семье есть поклонник мифологии, истории и фантастики.
Без знания мифов невозможно представить современного образованного человека. Ведь, как и многие произведения искусства, они предлагают ответ на вечные вопросы человечества — кто мы, откуда, куда мы идём — и помогают сделать наше понимание своего места в мире и Вселенной более полным.
Так зачем знакомить детей с мифами?
1. Знание мифологии помогает понимать искусство разных эпох – через легенды мы знакомимся с мироустройством и мировоззрением древних людей. Если сказки, например, всегда являлись и воспринимались как выдумка, то миф – это то, во что искренне верили его авторы. Так, именно из мифов мы знаем о том, что греки в древности верили в Олимпийский пантеон богов, главным среди которых был Зевс.
2. В древнегреческих историях можно встретить трактовку тех или иных явлений природы. Считалось, что день сменяется ночью благодаря небесным путешествиям богини Селены, освещающей землю холодным лунным светом. Утром же о наступлении нового дня возвещала Эос – богиня утренней зари. А после неё в своё ежедневное путешествие на сияющей колеснице отправлялся бог солнца Гелиос. Также древние греки верили, что молнии это копья всемогущего Зевса.
3. Для детей мифы могут быть литературой не только обучающей, но также и развлекательной. Остросюжетные фантастические истории способны привлечь внимание любого юного фантазёра.
4. Знание мифов также призвано познакомить всех и каждого с общечеловеческими ценностями. Дружба, любовь, верность, честность и многое другое – именно вокруг этих догм в той или иной мере крутится каждый древнегреческий сюжет.
5. Знание мифологии способствует лучшему пониманию современного русского языка. Так, богиня Гея подарила имя таким наукам, как география (изучение земли) и геометрия (измерение земли).
6. Древнегреческие сюжеты могут стать ещё и отличным источником вдохновения для создания чего-то своего, нового и необычного.