Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Зоя Гасанбекова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Мы стали слишком часто болеть. Да, продолжительность жизни заметно возросла. Но! Качество этой самой жизни оставляет желать лучшего. Уже к тридцати годам мы «обрастаем» целым рядом хронических заболеваний. Это и проблемы с опорно-двигательным аппаратом и высокий уровень простудных заболеваний, бронхо-легочные заболевания, проблемы со зрением, низкий иммунитет, многочисленные осложнения после антибиотиков, без которых зачастую организм не в состоянии справиться с вирусными заболеваниями.

Причин этому множество. Жизнь в мегаполисе, гиподинамия, неправильное питание, проблемы с экологией, недостаточный уровень естественного освещения северной столицы. Наряду с нами болеют и наши дети.

Уровень заболеваемости детей (особенно в периоды межсезонья) пугает. Государство проявляет сильную обеспокоенность именно здоровьем детей – будущим нации. Именно дошкольные образовательные учреждения призваны вести здоровье-сберегательную деятельность начиная с самого раннего возраста. Поэтому особое внимание в последние годы детские сады уделяют здоровье-сберегательным технологиям, которые призваны не только поддержать здоровье детей на определенном уровне, но и привить им интерес к осознанному ведению здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Дошкольников важно заинтересовать регулярным соблюдением всех компонентов ЗОЖ, только тогда наша деятельность в этом направлении будет приносить результат на протяжении долгих лет.

Здоровьесбережение в ДОУ – это целый комплекс медицинских, педагогических, воспитательных, психологических мер воздействия на детей с целью поддержания их здоровья, коррекции проблем психологического состояния, восстановления эмоционального благополучия, а также создания ценностного отношения к своему здоровью.

Начинающему специалисту легко запутаться в многообразии технологий ЗОЖ. Давайте попробуем хотя бы вкратце пройтись по наиболее часто используемым технологиям здоровьесбережения.

Прежде всего это традиционные технологии, которые массово используются на протяжении многих лет и успешно доказали свою состоятельность. Многие из нас используют их как часть ежедневной образовательно-воспитательной работы автоматически. Это, прежде всего подвижные игры, многие из них имеют под собой основой народные обрядовые традиции (Лапта, Жмурки, Салочки, Царь горы, хороводные игры и т. д.).

Далее к традиционным технологиям можно отнести спортивные игры, гимнастику (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, утренняя, бодрящая, для глаз, логопедическая и т. п.).

Поскольку интерес к ЗОЖ в последнее время заметно возрос, в этой сфере появляются инновации: сказко-терапия, песочная терапия, стретчинг, релаксация, цвето-терапия, игро-терапия, арт-терапия, психо-гимнастика, самомассаж, хатха-йога.

Арт-терапия – изначально направление в психотерапии, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительной деятельностью, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Задача арт-терапии - гармонизация психического состояния через развитие способностей самовыражения и самопознания.

В условиях ДОУ арт-терапия-это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок подсознательно переносит на рисунок все свои потаенные страхи, боли и проблемы. Задача педагога: увидеть проблему и помочь преодолеть ее. Творчество способствует саморазвитию, самовыражению ребенка, формирует многие личностные качества.

Сказко-терапия – технология психологического воздействия, в буквальном смысле это лечение сказкой. Сказки используются для воспитания в малыше норм и правил этноса, в котором он существует. С помощью этой технологии можно скорректировать ряд серьезных проблем в поведении ребенка, научить состраданию и сопереживанию.

Песочная терапия используется для коррекции и развития эмоционального состояния детей. Песок обладает терапевтическим воздействием, одновременно успокаивает детей и развивает руки, стимулируя как развитие речи, так и психических процессов личности ребенка.

Стретчинг – авторская технология упражнений, направленных на растяжку мышц и подвижность суставов детей, а также общее укрепление костно-мышечной системы. Автор Е. В. Сулим. Проводится в игровой форме в ходе физкультурного занятия. Все эти упражнения носят имитационный характер, выполняются под музыку. Элементы игрового стретчинга можно использовать во время утренней гимнастики

Хатха-йога – технология целостного оздоровления организма. Главное отличие от других подобных разработок – статическое поддержание поз, плавные движения, спокойный ритм и как следствие минимальная нагрузка при высоком оздоровительном эффекте.

Релаксация – технология, направленная на глубокое мышечное расслабление, сопровождается снижением психического напряжения, приведение нервной системы ребенка в состояние покоя. Правильно выполняемые релаксационые упражнения приносят детям удовольствие, ощущение гармонии. Релаксация как правило, выполняется под специальную музыку.

Цвето-терапия – воздействие цветом на организм ребенка с целью восстановления его жизнедеятельности. Лечебное воздействие цветов солнечного спектра известно с глубокой древности и подтверждено современной наукой. Педагог может использовать самые разные приемы цвето-терапии: освещение групповой комнаты или уголка уединения светом определенного цвета, внесение в интерьер игрушек и пособий специально подобранных цветов, разноцветная посуда… Все это приводит к сосредоточению ребенка на определенных цветах в течении нескольких минут.

Игро-терапия – одна из эффективнейших технологий, которая использует ролевую игру в качестве фактора оздоровления и коррекции поведения, а также получения элементарных навыков социального поведения.

Психо-гимнастика - комплекс специальных упражнений (направленных на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами возникающих у детей. Психо-гимнастика как технология имеет свои особенности: группы формируются по возрасту, не более 6 человек в каждой. Длительность занятия составляет от 25 минут до 1 часа. Этапы психо-гимнастики:

1. Мимические и пантомимические этюды на выражение эмоциональных состояний и чувств, на развитие внимания и памяти.

2. Выражение отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождение.

3. Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.

4. На четвертом этапе - снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.

Самомассаж - технология профилактики нарушений и коррекции речи детей. С помощью массажных упражнений восстанавливается мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, развивается речевая функция, организм закаливается. Все упражнения должны выполняться мягкими массажными движениями от периферии к центру. Ни в коем случае нельзя надавливать на указанные точки. Дети выполняют упражнения по показу педагога. Музыка и интонация голоса педагога должны быть направлены на создание волшебной, сказочной атмосферы.

Это краткая и далеко не полная информация о современных технологиях ЗОЖ, призванная помочь сориентироваться воспитателю в выборе удобных для него форм работы.

Педагоги сами выбирают ту или иную комбинацию технологий здоровье-сбережения. Часто им приходится ориентироваться не только на личные предпочтения, но и на финансовые возможности ОУ. Важно продумать процесс планирования деятельности так, чтобы выбранная технология была не в тягость, не являлась дополнительной нагрузкой, а легко и органично вписалась в процесс образования. Только тогда она принесет максимальную пользу и докажет свою эффективность.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии на прогулке в ДОУ Тема доклада: «Здоровьесберегающие технологии на прогулке в ДОУ». Прогулка является одной из традиционных форм оздоровления в детском учреждении.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 2 слайд «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ» ПРОБЛЕМА: Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, активного осмысленного отношения.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [/b] Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Опубликовано: 31 марта 2018 в 13:16
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Презентация Экспериментально исследовательский проект «Растения наши друзья» старшая...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге»
[/bИнтегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по радуге". Цель: Закрепить с детьми полученные знания...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...