Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Наталья Чебанова
Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

«Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В 2016-2017 уч. гг. я решила попробовать использовать технологию «Наглядного моделирования» в образовательной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Из информационных источников я узнала, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, в раннем и младшем дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный;

во-вторых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

в-третьих, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Приступать к знакомству с моделями можно, когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят их по просьбе взрослого и называют их.

С детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Выбор вида моделирования зависит от уровня обученности детей и учёта сложности материала.

Так, в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (в рисовании, лепке, аппликации) я начала использовать простые, несложные игры, например, игру «Что это?». Для этой игры я приготовила специальные карточки, которые разделены на две части. На одной изображен реальный предмет, а рядом схематическое изображение этого предмета. Например, в лепке на тему «Сороконожка». Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: тело, ножки и т. д. Затем обращаю внимание детей на схематическое изображение и сравниваем его с реальным предметом. Так ребенок лучше узнает и запоминает реальный предмет, а затем его изображает.

В образовательной деятельности по познавательному развитию – по ознакомлению детей с окружающим миром я использовала игру «Угадай». Например, при проведении образовательной деятельности по теме «Осень» перед детьми раскладываю схематические изображения различных предметов. Малыши должны угадать, что изображено на карточке и определить к какому времени года это относится. Таким образом, закрепляем приметы осени. Дети успешно справляются с этим заданием.

При прохождении тем: «Домашние животные», «Дикие животные» использовала следующую условно-наглядную схему: для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких – ёлка.

Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

В образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник» проводила игру «На что похоже?». Предлагая карточку с изображением круга, спрашиваю: «На что похоже?». Отвечая, дети показывали мяч, круг, колесо, солнышко. Аналогично эта игра проводится с другими схемами-моделями: квадратом и треугольником.

Для ознакомления детей с понятием «много» и «один» в качестве символов-заместителей я также использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, «один» кролик и «много» моркови. Детей учу определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяю изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры. Предлагаю детям подойти к магнитной доске, показываю серый кружок и говорю: «Кролик будет у нас серого цвета». Демонстрируя оранжевый треугольник, поясняю: «Оранжевого цвета будут морковки». Затем детям предлагаю найти в коробке еще одну «морковку» и поместить её следом за кроликом. И так до тех пор, пока все морковки будут размещены позади кролика. Затем обращаю внимание на количество: сколько «кроликов»? (один). А сколько «моркови» - (много).

Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами. Например:

- ромашки (круги белого цвета) и пчелки (овалы желтого цвета)

- яблоки (круги красного цвета) и червячки (овалы зелёного цвета).

При конструировании с детьми дорожек, заборчиков, башни я также использовала схемы-модели, в которых заменяла реальный предмет какой-либо геометрической фигурой – прямоугольником, квадратом.

Приём наглядного моделирования использовала и в речевом развитии. При рассказывании русских народных сказок: «Маша и медведь», «Как коза избушку построила», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Колобок» сначала сопровождала свой рассказ показом картинок. Затем, с использованием схем-моделей. Дети совместно со мной с опорой на модели пересказывали сказки, помогали подпевать любимым героям их песенки.

При разучивании потешек использовала мнемодорожки. Мнемодорожки служат своеобразным зрительным планом, дидактическим материалом по развитию речи детей. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся потешка записывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит потешку целиком.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Для таких целей служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть та же самая что и при работе с мнемодорожками. Единственное условие - для детей младшего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ёлочка – зелёная, а солнышко – жёлтое.

Помимо образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте мы используем простейшие схемы по формированию культурно-гигиенических навыков - одевания и умывания.

Я пришла к выводу: с помощью схем-моделей ребята учатся преодолевать различные затруднения в освоении материала, а переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Поэтому я и в дальнейшем планирую использовать технологию наглядного моделирования в своей работе.

Публикации по теме:

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования.

Фотоотчет «Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания»Фотоотчет «Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания» Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию фотоотчет о работе по обучению младших дошкольников навыкам самообслуживания..

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Форма проведения: игра – путешествие (по ФГОС ДО). Тип занятия: занятие-закрепление. Направление: развитие речи. Цель: развитие речи детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «День защитника Отечества» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «День защитника Отечества». Цели: 1) Образовательная:.

Конспект образовательной деятельности по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Дружная семейка». Программные.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3–4 года) Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года) " Пасхальное приключение" Воспитатель:.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Статья «Организация игровых занятий по формированию ЗОЖ с детьми младшего дошкольного возраста» Здоровье - основа жизни и развития ребёнка. Однако здоровье не существует само по себе. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если.

Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности» Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 18:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лексическая тема «Наша армия»
Тема армии - и близкая, и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки понятия "солдат",...
Фотоотчёт зимний участок «В гостях у сказки»
Зима - чудесное время года для активных игр на свежем воздухе. Особенно, когда попадаешь в сказку, тогда. . Наша вторая младшая группа подошла активно к...
Видео «Поздравление учителей с профессиональным праздником»
! Уважаемые педагоги! Время пролетело мгновенно. Еще не так давно мы были маленькими и неуверенными в себе первоклассниками. Сейчас повзрослевшим...
Праздник «День Защитника Отечества» в средней группе
Сценарий досуга «Мой папа самый лучший! », посвященный дню Защитника Отечества в средней группе Атрибуты: Спортивное оборудование, игрушки –самолёт и...