Папки-передвижки

Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала

Наталья Владимировна Бубнова
Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала»

В настоящее время в сфере педагогической мысли, обращенной к вопросам воспитания детей младшего возраста, происходит переосмысление педагогических приоритетов, ориентации.

Публикация «Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала» размещена в разделах

Педагог получил право не только критически осмысливать варианты программ обучения в рамках официального мнения, но и самостоятельно их разрабатывать, творчески воплощать в учебно-воспитательной деятельности. Немногие готовы к этому в силу глубоко укоренившихся в отечественной педагогике традиционных, устоявшихся, отрабатывавшихся на протяжении многих лет средств, форм и методов эстетического воспитания.

Для творческого подхода к созданию программ и изучению технологий различных видов деятельности ребенка нужны глубокие знания в области истории, теории, методики воспитания, анатомии и физиологии, психологии, эстетики, знания традиционных основ куль туры нашей страны.

Важность признания того факта, что становление инициатив-ной творческой личности начинается с детства и включает в себя «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме», настолько велика, что за фиксирована в Конвенции о правах ребенка. Это лишний раз подтверждает важность реализации поставленной цели.

Очевидно, что искусство во всем своем многообразии развивает способность видеть, слышать, владеть словом. Оно формирует важнейшие психические стороны жизни ребенка (эмоциональную сферу, образное мышление, художественно-творческие способности, позволяет переживать и осмысливать исторические события, воплощенные в художественных образах.

Художественный образ понимается как главный критерий художественного восприятия.

Через совокупность художественных образов ребенок познает целостную картину мира, духовно и практически его осваивает.

Отсюда следует необходимость понимания процесса со-здания музыкально-художественных образов, смысла художественного творчества, его связи с явлениями, событиями, предметами, состояниями окружающей действительности родного края с учетом уровней возрастной восприимчивости, методов, развивающих художественное видение мира.

Однако в современной практике существует:

1) непонимание новаторских идей, направляющих образовательный процесс на художественно-педагогическое воспитание и развитие ребенка;

2) несоответствие возможностей эстетического воспитания с мерами его использования;

3) подмена понятий «эстетическое» и «культурное» развитие суммой знаний, умений и навыков в области художественно-исполнительской деятельности.

Возникающие в регионах авторские, вариативные, альтернативные программы в основном перечисляют и объединяют традиционный, профессиональный, стихийный опыт работы коллективов и отдельных педагогов без приведения к определенной ключевой позиции.

Недооценивается сущность и специфика художественно-образной деятельности, формирование которой осуществляется на основе чуждых ей примеров, заимствованных из других областей знаний (науки, производства и др.). Нарушаются дидактические принципы обучения, проверенные годами жизненной практики. Имеется несоответствие содержания учебно-воспитательного процесса социальному заказу.

Возникающие в регионах учреждения раннего эстетического развития ребенка не в состоянии без научно-методической поддержки решить задачу передачи подрастающему поколению опыта эмоционально-целостного и в то же время творческого отношения к миру.

Не могут устранить противоречия между неадекватностью содержания и методов творческого познания, недооценивают специфику художественной деятельности. И в решении этой проблемы незаменимым фактором является музыкальное искусство, несущее в себе педагогическую творческо-исполнительскую и организаторскую функции.

Поэтому так важно в процессе музыкального воспитания ребенка ориентироваться на конечный результат - духовное совершенствование, развитие культурного потенциала посредством формирования творческой направленности личности на выполнение трудовых процессов, учебной и самостоятельной игровой деятельности.

Необходимость усиления внимания к вопросам воспитания творческой направленности личности может быть подтверждена следующими положениями.

Во-первых, анализ процесса музыкального воспитания и обучения ребенка позволил выявить педагогические явления, оказывающие отрицательное воздействие на его результативность. На протяжении ряда лет целью музыкального воспитания считалось обучение основным певческим и музыкально-ритмическим навыкам на ограниченном репертуаре, подготовка к традиционным празднованиям.

Отсюда вытекала ограниченность содержания обучения. В учебно-воспитательной деятельности не находило разрешения противоречие между требованием общества к творческому развитию личности и «уравнению» знаний. Изучение предметов музыкально-эстетического цикла было лишено связей, существующих между природой, окружающей жизнью, ее интерпретацией в личности композитора и восприятием слушателя.

Во-вторых, анализ современного уровня музыкального развития детей обнаруживает, что традиционная система обучения навыкам и развития слухового восприятия не обеспечивает достижения возможного возрастного уровня развития музыкально-творческих способностей из-за приоритетности репродуктивной деятельности. Традиционная система репродуктивного обучения также не обеспечивает достижимого возрастного уровня познания музыкального искусства в силу опоры на воссоздающее воображение ребенка.

В-третьих, музыкально-эстетическое воспитание ребенка на протяжении многих лет строилось без учета его субъективных форм познания и индивидуальных особенностей протекания психических процессов. В то же время психологические и педагогические исследования развития ребенка доказывают, что развивающее обучение есть процесс перестройки мышления, проявляющийся в желании получать и усваивать знания; процесс воспитания личности как субъекта творческой деятельности.

Творчество ребенка понимается как создание значимого для себя собственного нового продукта - сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии песни; придумывание к известному неизвестных деталей (инсценирование сюжетов песен, образные упражнения, этюды); проявление инициативы в средствах изображения образов; создание новых ситуаций и самих музыкальных образов. При этом особенно значимо положительное отношение педагога к детской творческой инициативе.

В-четвертых, если за основу ознакомления детей с музыкальным искусством и его познания принять процесс реальных звучаний окружающего мира, его сенсорных эталонов, то становится очевидным необходимость пересмотра технологий методической системы музыкального воспитания и развития ребенка, ее структурных компонентов.

Анализ программных документов, относящихся к музыкальной деятельности, показывает, что в музыкальном содержании детей знакомят лишь с близкими их жизни предметами, явлениями природы, игрушками, окружающими людьми, забавами, празднованиями, многократно их повторяя и варьируя.

Но за границами внимания остаются многие вполне доступные ребенку исторические сведения о создании и применении музыкального искусства в разных жизненных ситуациях.

С ранних лет у ребенка надо формировать элементарную ориентацию в различных музыкальных явлениях, «будить» его познавательную активность, внутреннее «чувственное видение» образа и его развития. А это означает обучение по стержневой программе с наличием вариативности содержания, форм занятий, ведущих к формированию творческой направленности личности ребенка.

Занятия, позволяющие ребенку проникать в мир музыкального искусства, вполне способны обеспечить развитие его потребностей в эмоциональном общении, познании окружающего мира через разнообразную музыкальную деятельность.

Но для успешного освоения многообразного мира музыкальных звучаний и через него окружающего мира надо позволить ребенку проявлять любознательность и инициативность, обсуждать важные для него вопросы, без стеснения выяснять непонятное, свободно оперировать имеющимися в опыте понятиями, участвовать в спорах, сотворчестве с товарищами и взрослыми, индивидуальном творчестве.

В-пятых, для формирования творческой направленности личности ребенка, безусловно, должны произойти изменения в мотивационных ориентирах педагогической общественности.

Преподавателей высшей школы, колледжей, ведущих процесс музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов, а также педагогов-практиков, проводящих непосредственную работу с детьми, необходимо вооружить теоретическими и методическими подходами, отвечающими требованиям нынешнего общества к развитию творческой личности с учетом ее индивидуальных возможностей, склонностей, потребностей, интересов.

Им надо преодолеть фрагментарность данных, использующихся при обучении в исследуемой области, направить процесс обучения знаниям, умениям и навыкам в единое русло с воспитательно-развивающей деятельностью.

Воспитание творческой направленности личности ребенка предполагает учет специфики восприятия музыкального искусства на каждом возрастном этапе развития, а также учет потребностей и интересов индивида.

Основу ее восприятия составляют ориентация на взрослого, потребность в подражании и в то же время в активной самостоятельной деятельности, потребность в эмоционально-игровом общении, эмпатия, рефлексия. Степень творческих проявлений ребенка находится в прямой зависимости от умелой организации его взаимодействия со взрослыми, педагогического общения, индивидуально-дифференцированного подхода педагога.

Опираясь на эти особенности, возможно создать динамическую систему теоретико-методического обеспечения процесса формирования творческой направленности личности детей.

Стратегией разработки системы теоретико-методического обеспечения процесса воспитания творческой направленности личности ребенка является направленность всех ее компонентов на единение обучения и творчества, серьезная коррекция взаимоотношений между педагогами и учащимися.

Творческая направленность, воспитывающаяся на основе познания музыкального искусства, связана с умением ориентироваться в мире музыкальных звучаний. В свою очередь выработка этого умения зависит от заинтересованности, увлеченности, мотивационных потребностей, непосредственных побуждений.

Творческая направленность личности соединяет в себе взаимодействие ребенка с миром музыки, его взгляды, чувства, волевую готовность к активной деятельности в сфере общения с музыкальными произведениями.

Воспитание творческой направленности личности ребенка рассматривается нами как художественно-педагогический процесс. В концепции формирования творческой направленности личности главное место занимает линия накопления слухового опыта детей от интонационных прообразов художественного в природе, образов народной музыки, духовной церковной музыки, западноевропейской и русской классической музыки до современных звучаний.

При этом творческая направленность личности ребенка наиболее успешно воспитывается, если он выступает соавтором взрослого в освоении способов музыкальной деятельности, стремится преодолеть свою возрастную ограниченность, осознавать необходимость получения комплекса знаний, умений и навыков, хочет их получить и применять в своей жизнедеятельности

Творческая направленность личности ребенка - составляющая любой самостоятельной деятельности. Проявляется она в выборе способов осуществления замыслов, взаимосвязанном целостном осмыслении текущих событий, поступков, действий, мотивации поступков, стремлении к созиданию.

Творческая направленность личности ребенка в процессе познания музыкального искусства успешно осуществляется лишь при воссоздании художественного музыкального образа, а следовательно, при тщательно продуманном подборе музыкального репертуара. Его влияние на ребенка может быть и отрицательным, и положительным.

Музыка определенного типа может обогатить организм жизненной энергией, может стать не более как приятным развлечением, но и может вызвать депрессию, невротические реакции.

Поэтому необходимы системные специально разработанные теоретико-методические рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс музыкального репертуара, соответствующего целям обучения и воспитания, психологическим особенностям музыкального восприятия детей, учитывающего бытующие в регионе народные музыкальные традиции.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Роль музыкального воспитания в общем развитии ребенка» 1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка? -да -нет -затрудняюсь ответить 2. Какую роль вы отводите музыкальному.

Доклад к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном.

Из опыта работы по теме: «Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка на основе методов народной педагоги» «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Мастер-класс «Новые подходы в развитии творческой активности дошкольников в процессе перехода на ФГОС ДО». Флеш-плей. М. Р. А сейчас мы проиллюстрируем некоторые технологии в развитии творческой активности дошкольников. М. Р. В начале любой встречи нужно поздороваться,.

Консультация «Новые подходы к оздоровлению детей в условиях детского сада» Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, этап становления его социальности, развития личностных качеств, обогащения мировоззрения,.

Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Новые подходы в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время в нашей стране реализуется.

Презентация к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ (с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии) Книга — это волшебница. Книга преобразила мир.

Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие.

Выступление на ГМО музыкальных руководителей «ФГОС до: новые подходы в работе музыкального руководителя» Музыкальный руководитель Байправ Т. Н. ТМБДОУ «Белоснежка»Заседание ГМО музыкальных руководителей 2017-2018 учебный год Руководитель: Байправ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала
Опубликовано: 28 января 2018 в 13:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Бубнова (УИ 267547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД