Ирина Ивоняк
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Современных детей отличает духовная, эмоциональная незрелость. Растет агрессивность и жестокость, которая неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей антисемейные, внесупружеские, установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России, к малой Родине. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Я, как воспитатель имею непосредственное отношение по выполнению программы по патриотическому воспитанию. В связи с этим организовала кружковую работу по теме: «Родной край - люби и знай».
Целью моей работы является сформировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной области.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родной области.
Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
Сформировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, своей малой родине.
Сформировать у детей начальные представления о жизни и быте казаков, его традициях и культуре.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
Обогатить речь ребенка присказками пословицами, поговорками, загадками.
Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери. Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу провожу с детьми ко Дню матери, к Международному Дню 8 марта. Вместе с детьми изготавливаю приглашения на праздники, подарки, организовываем тематические выставки. Так же объясняю, что любовь к Родине начинаете с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
В процессе всей работы использую НОД особого вида, где дети не только слушатели и зрители, но и активные, эмоциональные участники.
Провожу беседы, кто такие донские казаки. Знакомлю с традициями и обычаями Донского казачества.
При помощи И. К. Т. совершаем увлекательное путешествие в прошлое и смотрим, как жили казаки много лет назад. Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания детей.
Рассматриваем иллюстрации, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой и иллюстративно - дидактическим материалом.
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по патриотическому воспитанию уделяю игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Все получают радость, удовольствие, от общения.
В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы, книги, различной тематики, игры экологической направленности, портрет президента. Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми оформляем уголок “Мы помним”, делаем открытки для ветеранов.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Приглашаю родителей поучаствовать вместе с детьми при проведении развлечений, досугов и праздников, которые стали традициями ДОУ.
Работая с детьми и их родителями, стараюсь сформировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.
Каждому человеку необходимо знать историю, культуру народа к которому он принадлежит, родную природу, и свое место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм - главная черта русского народа, которое помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.