О содержании определения детско-родительских отношений

Ардаширова Алина Рифовна
О содержании определения детско-родительских отношений

В наше время проблема отношений между родителями и детьми как фактор психологического и физического благополучия детей в условиях семьи обретает особенную актуальность, потому что является одной из важных элементов государственной политики сбережения здоровья нации.

Значимость и важность детско-родительских взаимоотношений в жизни людей трудно переоценить. Качество отношений между детьми и родителями зависит от множества условий и оказывает значительное влияние не только на психологическое развитие ребёнка, но также на его поведение и установки на стадии взросления [11].

Сущность определения «детско-родительские отношения» в психолого-педагогических источниках конкретно не определено.

Е. О. Смирнова, в своей работе раскрывает особенности детско-родительских отношений, и подчёркивает, что, «во-первых, они характеризуются очень эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для его родителей. Во-вторых, присутствует двойственность в отношениях ребёнка и родителя. Это выражается, к примеру, в том, что с одной стороны, родители должны заботиться о своём ребенке, а с другой – научить его самого заботиться о себе» [7, с. 89].

А. С.Спиваковская в собственных работах сообщает о внутреннем конфликте детей и родителей: «ребёнок взрослеет и хочет жить отдельно от родителей, пытающихся по – всякому его удержать возле себя, но при этом желают его взросления и развития. И наконец, главная особенность детско-родительских отношений состоит в том, что с возрастом ребёнка они постоянно меняются и отделение ребенка от родителей неизбежно. Отношения, сложившиеся в младенческом возрасте, являются неприемлемыми для ребёнка трёх лет и, особенно, на последующих возрастных этапах» [8, с. 112].

Основываясь на высказывания отечественных исследователей (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, детско-родительские отношения определяются как важная психологическая в эмоционально – оценочном плане связь ребенка с каждым из родителей, которая выражается в действиях, эмоциях, реакциях и переживаниях, тесно связанную с психолого – возрастными особенностями детей, с собственной жизненной историей, культурными формами поведения, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, а также способ его общения с ними [5]. Это говорит о том, что детско-родительские отношения оценивают как индивидуальное осознание человеком характера отношений со своими отцом и матерью, независимо от возраста.

Тем самым, изучение работ учёных даёт шанс определить важные характеристики детско-родительских взаимоотношений: условная непрерывность и продолжительность во времени; эмоциональная важность для родителей и ребёнка; изменчивость отношений, которая зависит от возраста ребенка; необходимость родителей проявлять заботу о ребёнке и нести ответственность за него.

Ещё следует обратить внимание на позицию зарубежных исследователей, касаемо этой темы. Так важнейшим фундаментом психоанализа становится положение о значимости мамы в психологическом развитии ребёнка. 3. Фрейд писал, что непосредственно мама будет являться для ребёнка главным ресурсом переживания чувства удовольствия и источником первого сексуального выбора. Из признания решающей роли матери в психологическом развитии детей следует вопрос о том, как поведение матери может влиять на становление личности в будущем.

Д. Винникотт был одним из самых первых, кто выдвинул предложение рассмотреть в качестве объекта развития на ранних этапах онтогенеза не ребёнка и мать по отдельности, а целостную диаду ребёнок-мать [1]. В силу того, что младенец беспомощный и полностью зависит от матери, ребенок и мать являются единым целым. Мама не только гарантирует условия физического, телесного развития ребенка, но и осуществляет роль держания и телесной связи, обеспечивает процесс персонализации - формирования «Я» ребенка, становление автономной личности [6].

В своей работе С. Броди (1956, которую он осуществил в рамках клинического подхода, когда наблюдал за видеомагнитофонными записями 4-х часового общения ребёнка с матерью, автор выделяет 4 вида материнского отношения:

1 вид. Мать очень легко подстраивается под потребности своего ребёнка. Поведение, где она его поддерживает и многое разрешает ей характерно.

2 вид. Мать сознательно приспосабливается к потребностям ребёнка, но так как отсутствует прямое общение с ребёнком, всё это становится безуспешным. Мама часто властвует, чем уступает.

3 вид. Основой материнства является чувство долга. При общении с ребёнком у матери отсутствует тепло, интерес к его жизни. Жёстким контролем является инструмент.

4 вид. Поведение матери не соответствует потребностям и возрасту ребёнка. Её воспитательные действия противоречивы и непоследовательны [3, с. 134].

Соответствуя мнению С. Броди, «наиболее вредным для ребёнка является 4-й стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность» [3, с. 105].

В работах зарубежных авторов можно легко найти подтверждение тому, какую же значимую функцию играют детско-родительские отношения, когда возникают нарушения и отклонения психического и физического развития ребенка. В работах А. Адлера говорится, что «изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию» [1, с. 49]. По мнению С. Блюменфельда, Т. Георгиу считается, что радикальное принебрежение к детям приводит их к злости и агрессивному поведению [6]. Б. Берельсон, Г. Стейнер, подводя итоги работ многих исследователей, выдвигают тот факт, что чем меньше заботы, ласки и нежности даётся ребенку, тем медленнее он будет созревать как личность, тем более он имеет склонность к апатии и депрессии, или в будущем у него может сформироваться слабый характер [2].

Конечно, аспекты, которые были перечислены выше, вовсе не исчерпывают всё разнообразие факторов, которые влияют на отношение родителей к своему ребёнку. Но всё же их вполне достаточно для того, чтобы понять, как непросты эти отношения и из каких, однако, разных компонентов они складываются.

Список литературы

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. – К.: Port-Royal, 1997. – 345 с.

2. Берельсон Б., Штайнер, Г. Человеческое поведение.Сводка научных данных: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.

3. Броди, С. Типы родительского поведения [Текст] / С. Броди. – М.: Наука, 2000. – 334 с.

4. Винникотт, Д. Маленькие дети и их матери / Д. Винникотт. – М.: Класс, 2016. – 287 с.

5. Гордон, Т. Р. Повышение родительской эффективности. / Т. Р. Гордон. – М.:Изд-во Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 150 с.

6. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захарова. – СПб.: Питер, 2000. – 224 с.

7. Смирнова, Е. О.Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

8. Спиваковская, А. С.Как быть родителями: (О психологии родит. любви) / А. С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 157 с.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2007. – 428с.

10. Фромм Э. Искусство любить. / Э. Фромм. – М.: Изд-во СПб, 2001. – 224 с.

11. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий, В. В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – М.: СПб, 1999. – 656 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделокФотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени»Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени» Цель выставки: Обогощение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада,развитие.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню КосмонавтикиФотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
О содержании определения детско-родительских отношений
Опубликовано: 29 октября 2020 в 12:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Стенгазета «Мамы как пуговки: на них всё держится» ко Дню матери
В последнее воскресенье ноября мы будем отмечать тёплый, добрый и трепетный праздник-День матери. Во всех детских садах готовятся к этому празднику, дети...
Положение смотра-конкурса «Новогодняя елочка» в первой младшей группе
1. Общие положения: 1. 1 Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса детско-родительских работ в первой младшей группе № 2 МАДОУ «Детский...
Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы»
Манвелова Мария Конспект и фотоотчет к познавательному занятию по аппликации «Московские Кремлевские часы» ( с элементами отрывной аппликации....