Папки-передвижки

Статья «Организация коррекционной помощи детям при аутизме»

Светлана Чеканова
Статья «Организация коррекционной помощи детям при аутизме»

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИ АУТИЗМЕ

Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его эмоциональный тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Фиксация отдельных сильных ощущений от внешнего сенсорного потока, от своего тела происходит очень рано. Ребенок вновь и вновь стремится их повторить, тем самым ограничивая возможность формирования механизмов реальной адаптации в развитии отношений с окружающим миром и прежде всего с людьми. Захваченность сенсорными переживаниями развивается в самостоятельную линию, блокирующую важнейший механизм эмоционального тонизирования от другого человека.

Публикация «Статья „Организация коррекционной помощи детям при аутизме“» размещена в разделах

Главным принципом коррекционного подхода является объединение этой линии с линией взаимодействия со взрослым. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения. Даже при достаточно интенсивном интеллектуальном развитии и при наличии каких-либо избирательных способностей у ребенка, можно наблюдать его выраженную эмоциональную незрелость.

Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный возраст».

Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Что он часто действительно не может подождать обещанного;

Что его нельзя ставить в ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен;

Что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию – поэтому характерны отсроченные реакции.

Что он стремится стереотипизировать взаимодействие с окружающими.

Перечисленные особенности в принципе не являются патологическими, но они характерны для очень ранних этапов нормального развития.

Как любой маленький ребенок, аутичный ребенок очень чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются. Очень часто можно увидеть 2 – 3 – летнего ребенка и старше, аффективное развитие которого, прежде всего способность понять эмоциональный смысл ситуации, находится на младенческом уровне. Оказание коррекционной помощи невозможно без определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций – негативизма, агрессии и фиксацию негативного опыта общения ( сюда относятся следующие параметры: отношение к тактильному контакту, излюбленные занятия в одиночестве, характер обследования окружающих предметов, использование игрушек, пользование речью и в каких целях, поведение в ситуациях дискомфорта, поведение при радости, способ реагирования на запрет, средства его успокоения при возбуждении, продолжительность сосредоточения его внимания и отношение к участию взрослых в его занятиях). Обычно возможности ребенка в спонтанном поведении и в создаваемых ситуациях различаются. Например, в своей непроизвольной деятельности ребенок может ловко манипулировать предметами, но когда взрослые пытаются вложить ему в руку карандаш, чтобы научить его рисовать, он оказывается страшно неловким. Такой ребенок может неожиданно произнести достаточно сложное слово «в пространство», но не в состоянии повторить по просьбе даже самое простое сочетание слогов. Это – не упрямство, не нежелание, а реальные трудности произвольной организации ребенка с серьезными нарушениями аффективного развития.

Приемы организации коррекционной помощи

Первым и основным приемом является создание для ребенка адекватно организованной среды. Прежде всего необходимо создать и поддерживать особый аффективный режим воспитания ребенка. Это не только физическое поддержание сложившегося стереотипа каждого дня, но и регулярное проговаривание его, комментирование деталей, объяснение ребенку эмоционального смысла ситуаций. Характерная интонация – размеренная, ласковая, оптимистичная. Даже если ребенок кажется безучастным к тому, что вы говорите и показываете, подобные комментарии особо необходимы.

Мы видим у более старших аутичных детей особую фрагментарность восприятия, их картина мира – спрессованные, неразвернутые, аффективно насыщенные отдельные переживания, которые сохраняются в неизменной форме на протяжении многих лет. Поэтому очень важно давать представление такому ребенку о связи отдельных впечатлений, объяснять их эмоциональный смысл.

Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени, благодаря чему каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какую-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.

Также важно размечать пространство, в котором живет ребенок. Такая разметка происходит благодаря постоянному эмоциональному комментарию взрослого того, что обычно происходит на данном месте: еды, одевания, игровых занятий, прогулки и т. д.

Складывание этих простейших привычек, в некоторых случаях, возможна только благодаря многократным комментариям («здесь мы всегда делаем то- то, а здесь мы больше всего любим делать то-то.», пока ребенок еще реально не зафиксировал эти места. Формирование таких осмысленных бытовых стереотипов может происходить очень медленно, однако следует этим заниматься регулярно, постоянно.

Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации : во-первых, при этом меньше вероятность пресыщения, так как идет непрерывная смена впечатлений, действий; во-вторых, многократное ежедневное повторение обязательных событий дня, их предсказуемость определенным образом настраивает ребенка на то, что ему предстоит, на последовательность занятий и облегчает в значительной степени возможности его переключения. А как известно, застреваемость на отдельных впечатлениях и крайне быстрая пресыщаемость в произвольной активности ребенка являются одними из наиболее серьезных препятствий его взаимодействия с окружением.

Литература:

[1] Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). -М. : Теревинф,2007.- (Особый ребёнок).- 112 с.

Публикации по теме:

День правовой помощи детямДень правовой помощи детям Мною была подготовлена презентация на основе сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» Дети были ознакомлены с их правами: правом на жизнь, правом.

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ «Организация коррекционной помощи детям с нарушениями речи в различных видах деятельности в условиях сельского ДОУ» (Муниципальное дошкольное.

Буклет «День правовой помощи детям»Буклет «День правовой помощи детям» 18 НОЯБРЯ 2016 ГОДА СОСТОЯЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ. ПРАВА РЕБЕНКА – это те права и свободы, которыми должен обладать.

День правовой помощи детям.День правовой помощи детям. На прошлой неделе в нашем детском саду проходил день правовой помощи детям. Когда мы планировали это мероприятие, то встал вопрос- как же.

Организация консультативной помощи в специализированном детском саду Организация консультативной помощи в специализированном детском саду Ежова В. А., учитель-дефектолог МДОУ КВ №6 ЗАТО Северск В настоящее.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

План мероприятий к Всероссийскому Дню правовой помощи детям Цель: • соблюдение прав ребенка в ДОУ и семье • соблюдение законности по правам ребенка • повышение осведомленности в области защиты прав.

Посещение ГБУ со рк «Центр помощи детям» (фотоотчет)Посещение ГБУ со рк «Центр помощи детям» (фотоотчет) Я с полной уверенностью скажу о том, что занятия с психологом необходимы нашим детям. На таких занятиях дети больше раскрываются, учатся.

Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма,.

Всероссийский День правовой помощи детям (фотоотчёт)Всероссийский День правовой помощи детям (фотоотчёт) Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха, Московская обл. 20 ноября г. состоится Всероссийский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Организация коррекционной помощи детям при аутизме»
Опубликовано: 10 января 2017 в 18:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД