Екатерина Епифанцева
Статья «Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный
дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,
а приводит к целому ряду отклонений»
Л. С. Выготский
За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.
Публикация «Статья „Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.
Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохранению интереса у детей. Важно использовать многообразие форм и видов игровой, познавательно – исследовательской деятельности, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого переутомления.
В совместной работе педагога – психолога и учителя – логопеда учитываются следующие принципы :
1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования.
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. сотрудничество организации с семьёй
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
8. возрастная адекватность дошкольного образования
Цель СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ : тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи:
создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Принципы взаимодействия:
- Системность
- Комплексность
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ
Задачи работы учителя-логопеда
Обследование воспитанников детского сада и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
Задачи работы психолога
Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (в условиях внедрения ФГОС)
Совместные направления работы
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- Аналитическое (мониторинг результатов);
- консультационно – профилактическое (консультирование, просвещение педагогов и родителей).
Диагностика направлена на определение уровня речевого и психического развития ребенка; выявление факторов риска, на основе полученных результатов.
А также на основе анализа полученных данных составляются совместные программы развития ребенка, характеристики детей на выпуске из группы. Анализ полученных данных позволяет оценить результативность коррекционной работы с детьми.
Диагностика проводится три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. Каждый специалист (логопед, дефектолог, психолог, педагог (воспитатель, инструктор по физ. культуре, музыкальный работник) проводят по определённым методикам обследование физического, психического и речевого развития ребёнка. На основании полученных данных составляются общие сводные таблицы результатов исследований.
На местном ПМПК решаются вопросы по развитию и коррекции детей, задачи психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Обсуждаются направления коррекционно – развивающей работы с детьми, составляются индивидуальные карты развития.
Представлен пример индивидуальной программы развития ребёнка.
Программа развития
(основные направления и формы коррекционной работы)
воспитанника компенсирующей группы для детей с ОНР ДОУ № 301
М. Е. Возраст 17.09.2008 г. р. 2013-2014 уч. год.
1. Развитие навыков самоконтроля.
а) Соблюдение установленных норм и правил поведения в коллективе сверстников.
б) Консультация невропатолога.
в) Единство требований педагогов и родителей.
2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
а) Лабиринты (простые варианты).
б) Зрительные диктанты.
в) Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично).
3. Развитие мелкой моторики.
а) пальчиковая гимнастика.
б) различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой, работа с конструктором, трафаретами.
г) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
4. Развитие фонематического слуха.
а) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Упражнения на дифференциацию звуков. Воспроизведение ритмичного рисунка на слух
б) Развитие фонематического восприятия.
Упражнения на узнавание заданного звука и определение его места в слове.
5. Коррекция звукопроизношения. Постановка и автоматизация звуков: «ш», «ж», «л», «ль», «ч», «щ», «р». Закрепление правильного произношения звуков «ш», «ж», «л», «ль», «ч», «щ» во фразах и текстах. Упражнения на дифференциацию звуков.
6. Обогащение и систематизация словаря.
а) Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
б) Расширение глагольного словаря, словаря синонимов и антонимов. Обогащение словаря признаков.
7. Развитие устной монологической и диалогической речи.
а) Обучение построению высказывания.
б) Развитие грамматического строя речи.
в) Развитие пересказывать простые и сложные тексты, умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по представлению.
8. Развитие элементарных математических представлений. Формирование, развитие счётных навыков и задач на сложение и вычитание. Уметь пользоваться знаками +, -, =. Знание величины предметов. 9. Формирование временных представлений (части суток, дни недели, понятия сегодня, вчера, завтра, послезавтра) и развивать пространственные представления.
Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка.
Проводятся интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.
Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. На занятиях по развитию связной речи логопед использует элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог на основе рекомендаций логопеда закрепляет лексический речевой материал, изученной лексической темы и закрепляет навыки ручной умелости и графические навыки.
Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Консультативная поддержка педагогических работников и родителей решает вопросы инклюзивного образования, повышает уровень компетентности в области речевого и психического развития детей. Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает родителям и педагогам грамотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.
Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышается уровень знаний педагогов, компетенции родителей в области дошкольной психологии и коррекционной педагогики.