Лучший педагог года

Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников»

Зинаида Мухометзянова
Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников»

Организация театрализованной деятельности младших дошкольников (из опыта работы)

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее способ выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности.

Публикация «Опыт работы „Организация театрализованной деятельности младших дошкольников“» размещена в разделах

Анализируя свою работу, я поняла, что малыши и на занятиях, и в режимных процессах, и в играх, усваивают информацию лучше, если используется театрализация. Сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в транспорте, в магазине надолго отложатся в памяти, если приходила в гости Маша из мультфильма «Маша и медведь». Систематически проводя театрализованные игры, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки. Малыши, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театральные игры требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Расширение театрально-игрового опыта детей, особенно младшего дошкольного возраста, осуществляется за счет освоения игры – драматизации. Главный методический прием в использовании театрализованных игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием художественного эффекта. Малыши по-разному, в разном темпе воспринимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают глубже понимать ее содержание и направленность, становятся инициативнее.

При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с чтения художественной литературы. После чтения произведения воспитателем, надо дать детям прослушать его еще раз в аудиозаписи или посмотреть видеофильм. Затем, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, надо использовать такие приемы, как выборочное повторение чтения, анализ образов героев, беседы о них, рассказы детей о герое, рассказы воспитателя.

В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как это сделать. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессе которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к чириканью воробьев, заметить особенности поведения кошки. А затем мы вместе с детьми можем имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку).

Однако, наблюдая за детьми в процессе игры, я выявила большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Малыши подробно описывают своего любимого героя, дают точную характеристику: «Котик был смелый, не побоялся лису, спас петушка», но в исполнении не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили.

В связи с этим я наметила следующие пути для решения задач приобщения детей младшей группы к театрализованным играм :

-проводить все задания последовательно и систематично, включая театральную деятельность во все виды занятий, в совместную деятельность с детьми;

-познакомить детей с формами театрализованных игр (настольный театр, конусный театр, плоскостной театр, фланелеграф, пальчиковый театр, театр на палочках, бибабо, игры-драматизации).

Для развития любого вида деятельности, в том числе и игры, малышей нужно мотивировать. Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

Н. Ф. Губанова также отмечает, что для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями, а для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности можно приглашать старших детей выступать перед ними с постановками. Приобщение детей к театральному искусству следует начинать с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. А также с детьми младших групп можно использовать хорошо известные небольшие сюжеты сказок и инсценировок в качестве сценария для драматизации.

Работу по театрализованной деятельности с детьми младшей группы я начинаю с бесед о театре. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо, персонажи театра теней и т. д.). Беседы о театре обязательно подразумевают объяснение назначения разных видов кукол. Так же ведётся работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей. К примеру, это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, который заботится о них. Еще детям можно давать задание «Угадай по голосу», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из детей потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные ребята по очереди зовут «потеряшку» : «Ау, Егорка!», а ребенок, стоя спиной к ребятам, должен по голосу узнать, кто же его позвал.

Я использую театрализованные игры во всех видах деятельности. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации. В режимных моментах (кукла Катя показывает, как правильно мыть руки). Во время приема пищи приходит Маша и показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать. В спальной комнате малышей ждет мягкая кукла Ляля. Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. Кроме этого, они вызывают у детей положительные эмоции, позитивные впечатления от детского сада. В образовательной деятельности использую персонажи-игрушки, как сюрпризные моменты. Знакомя с песенками, потешками, закличками («Солнышко-ведрышко…», «Водичка-водичка…» и др.) использую сказочные персонажи из театра кукол бибабо, сама наряжаюсь в бабушку-Забавушку. Иногда, в рамках физкультминутки, я использую психогимнастику. Она помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией. Например, зашли в лес: интересно, потом тревожно- ведь не знаем, кто может нам повстречаться, хмуримся; прилетели птички, прискакали зайчики - удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям, лесным жителям. Выполнение психогимнастических упражнений учит малышей понимать собственные эмоции. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице – сюжетные игры. Например, «Зайцы и волк» для младшей группы. Цель игры: научить прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Одного из играющих выбирают «волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне – «в овраге». «Зайцы» выходят из домиков, ведущий говорит: «Зайцы скачут - скок, скок, скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают — не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе «в овраг».

Занятие с детьми театрализованной деятельностью дало хорошие результаты. Возрос и углубился интерес к театрализованной деятельности, к театральной культуре. Участие в театрализованных играх доставляет радость детям, вызывает активный интерес, увлекает их. Повысилась творческая активность. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Детям нравится изображать героев сказок в рисовании, лепке, а также под музыку, имитируя их движения. Продолжает совершенствоваться словарный запас, грамматический строй речи, ее выразительность. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются воображение, память, внимание.

Подводя итог, можно отметить, что в младшей группе, прежде всего, формируется интерес к театрализованным играм. Через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В театрализованных играх детей отражается и закрепляется литературно-художественный материал, с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти детей, переходят в самостоятельные игры, обогащая их. Систематическая работа по развитию театрализованных игр в младшей группе поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных спектаклях и является средством повышения эмоционального тонуса малышей, развитие их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Публикации по теме:

Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»Подкопаева И. И., Ковалева.

Опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисования у младших дошкольников» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Использование средств театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни и является любимым зрелищем. Малыши часто боятся Деда.

Опыт работы по созданию условий для театрализованной деятельности в средней группе Предлагаю свой небольшой опыт работы по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность в средней группе.

Проект «В гостях у сказки».  Развитие эмпатии у младших дошкольников в условиях театрализованной деятельности Проект "В гостях у сказки"Авторы проекта: воспитатели Шевелева А. Ю. и Зотова Т. В. Возраст детей: 3-4 года Направленность: комплексная Формы.

Путь в сказку или значение театрализованной деятельности для младших дошкольников Не хочу уходить из детства В мир забот и большой серьезности… Я не знаю, куда мне деться, Убежать от собственной взрослости? Я хотела бы.

Опыт работы по театрализованной деятельности Статья «Театрализованная деятельность» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний.

Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.

Опыт работы по театрализованной деятельности Выступление на педагогическом совете. «Презентация из опыта работы воспитателя Подкопаевой Елены Николаевны по театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 20:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД